Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2136) 26 декабря 1997 г.

БОЛЬШОЕ КОЧЕВЬЕ

Куда только не забрасывает судьба людей разоренной российской науки. Кто оказался в министерском кресле, кто в торговой палатке, а мой герой, эвенк по национальности, вернулся из мира конференций и диссертаций в родную деревню на краю света, к своему терпящему бедствие народу.

Типичный интеллигент, ироничный умница Борис Иннокентьевич Леханов посвятил жизнь изучению северных оленей. Работал в норильском НИИ сельского хозяйства, защитил кандидатскую диссертацию. Теперь сфера его научных интересов - социальные преобразования в жизни коренных народностей Севера.

Ирина САМАХОВА.
г. Новосибирск.

- Я уже сыну Женьке местечко указал, где поставить памятник первому эвенкийскому доктору социологии, - сам над собой подшучивает Леханов.

Эту диссертацию приходится не писать, а созидать из ежедневных головоломок реальной жизни, встающих перед ученым, избранным главой погрязшего в проблемах национального поселения. Леханов понимает, что люди доверили ему роль руководителя, чтобы он нашел для них новый путь. Как совместить национальный уклад жизни с жесткими требованиями рыночной экономики - вот вопрос, над которым бьется человек науки, неожиданно для себя ставший управленцем-практиком.

* * *

...Конец света в отдельно взятом эвенкийском селе случился как раз при мне. На подстанции в Тынде решительно повернули рубильник, и неплатежеспособная Иенгра погрузилась во тьму. Всхлипнув, остановились насосы на скважине и в котельной, потом онемел телефон, перекисло тесто в пекарне, а колючие морозные звезды опустились над крышами, кажется, на расстояние вытянутой руки.

Похолодело внутри: дело-то происходит хоть и в южной, но Якутии, где уже в середине сентября устойчиво ложится снег.

Впрочем, ощущуние конца света было навеяно не столько перекрытым электричеством, сколько встречами и разговорами долгого прошедшего дня.

- Иенгра - наша ахиллесова пята, и, честно говоря, я не представляю, что с нею делать, - с несвойственной чиновникам прямотой признался глава администрации промышленного Нерюнгринского улуса Василий Васильевич Старцев.

Оленеводческий совхоз "Золотинка" с центральной усадьбой в Иенгре с некоторых пор производит только колоссальные долги. Скажем, вертолетчики нерюнгринского авиаотряда налетались сюда бесплатно аж на 5 миллиардов рублей.

...Деревенский умелец-косторез Виталий Максимов средь бела дня сидел, свесив руки, на низкой лавочке в собственной кухне и уныло цедил сквозь зубы:

- Художеством заниматься неохота, потому что жить неохота. Вот, лисичек на звероферме мы сегодня накормили последним комбикормом - как им завтра в глаза смотреть? Мне давно пора в тайгу на промысел, а ехать не на чем. Вездехода, говорят, нет, и когда будет - не говорят.

...Молодые пастухи из 11-й бригады добрались в село верхом на оленях, привезли вышедшую из строя рацию, а назад возвращались ни с чем. Нету новой рации, старую починить невозможно.

- Мы не так далеко стоим, в-о-о-н за той горой, - показали мне ребята. До их стойбища пятьдесят километров, а самая дальняя бригада кочует почти за шестьсот километров от Иенгры. Как без рации? У парней в тайге молодые жены и маленькие дети.

- У меня жена русская, - беспечно похвастался Витя Семенов. - Вместе выросли в интернате, а теперь она лучше наших девчонок управляется и с оленями, и с готовкой, и с шитьем.

- А вам бы не хотелось жить, как люди - работать в тепле под крышей, а вечер коротать перед телевизором на диване? - интересуюсь.

- Вы что, нас куда-то вербовать приехали? - сразу насторожились ребята. - Не, нам в тайге хорошо, без нее скучаем и пьем от этого. В тайге не пьем - там водки нет, да и некогда.

...- Не дай Бог, закроется совхоз, и эти молодцы на мою шею свалятся, - так среагировала на пересказанный разговор с оленеводами здешняя хлопотунья и заботница, заместитель главы администрации Иенгры Альбина Завьялова. - И так в селе уже 27 молодых мужиков без работы, не говоря про прочие категории. Я избегалась по окрестным золотодобывающим артелям, пытаясь их хоть на время пристроить, а они там не задерживаются - бездельничают и пьют. Да что говорить - прошу в селе поработать по договору на общественных работах - никто не пошевелится. Знают только день, когда в очередь ко мне становиться за "безработицей" и пособиями на детей. Получат - пропьют. В Нерюнгри из-за полного краха с бюджетом уже давно никому пособий не платят, но для Иенгры делают исключение. Мы ведь малый народ, люди из "Красной книги" - вот и привыкли, что каждому с рождения что-то положено. Я даже не могу постращать тюрьмой зарвавшегося хулигана - он усвоил, что эвенка ни за что не посадят. Доходит до смешного: пришли ко мне на днях родители наших студентов и требуют командировочные, за то что возили собственных детей на вступительные экзамены в Якутск...

Только чур без обид - про "Красную книгу" и доведенное до абсурда иждивенчество говорю не я, а эвенкийка Альбина - плоть от плоти Иенгры. Вообще, ни в какой-то там национальной неполноценности дело - ненавижу такие намеки. Вон, коренные русские села на Белом море приходят в упадок, там тоже мужики сидят, свесив руки, перестали даже огороды сажать и скотину держать. Причину этой странной апатии обнаружил побывавший там новосибирский социолог Юрий Плюснин: беломорские колхозы полностью переключились на доходный морской рыбный промысел, при этом руководители хозяйств предпочитают нанимать на сейнера рыбаков из Прибалтики, а своим колхозничкам платят "ренту" до миллиона рублей в месяц. Только нету счастья в краю вечных каникул - люди словно потеряли содержание жизни и стали до изумления беспомощны. Хором жаловались гостю, что мерзнут зимой, потому что колхоз перестал подвозить дрова - это посреди тайги-то! Что ж говорить об эвенках, которых неустанно опекают уже три четверти века...

- Наш народ задушили в объятиях, - горько заметил по этому поводу глава администрации Иенгры Борис Иннокентьевич Леханов.

В его ученых записках я обнаружила рассуждение о двух разновидностях патернализма - когда людей просто берут на содержание и когда за них все до последней мелочи решают...

Если у Иенгры и есть какой-то шанс выжить в суровых условиях рынка, то он состоит в том, чтобы преодолеть иждивенчество и беспомощность.

Лучше всех это понимает Леханов. Свое недавнее возвращение в Иенгру он объясняет просто:

- Мой род Пуягир всегда кочевал в этих местах. Наши земли обозначены на карте 1630 года, составленной казаками для русского царя - я видел ее в библиотеке. Тогда эвенки населяли практически все территории Сибири, пригодные для выпаса оленей. Мы жили мирно и независимо, кормились около оленей, а русские купцы снабжали нас всем необходимым в обмен на драгоценную пушнину.

Леханов не видит для эвенков другого выхода, кроме как вернуться к родовой кочевой жизни предков. Иначе народ исчезнет - причем не просто растворится, а вымрет физически. Но разве можно повернуть время вспять?

- Это раньше кочевое скотоводство считалось отсталым и бесперспективным образом жизни. А теперь весь мир задумался над проблемой рационального природопользования и устойчивого развития, - принялся объяснять Леханов. - Олени, в отличие от прочего скота, не уничтожают пастбища и отдают себя людям без остатка: про мясо и шкуры известно всем, а есть еще целебные панты, кровь и некоторые железы, высоко ценимые в медицине. Аборигены Аляски, к которым я недавно ездил на учебу, сейчас локти кусают, что не сохранили свое кочевое оленеводство. При нынешних технических возможностях по части вездеходного транспорта и организации быта свободная жизнь в природе уже не кажется каким-то недостойным человека существованием. Можно поставить дело так, чтобы в каждой кочующей общине был свой медик, учитель и культурный работник. Конечно, многие достижения цивилизации будут для кочевников недоступны, но надо еще посмотреть, являются ли они такими уж неоспоримыми благами.

- Но разве может быть оленеводство выгодным экономически? Вы же сами говорили, что нынче один вертолетный час обходится в 11 миллионов рублей, а без авиации, видимо не обойтись.

- Да, было время, в дальние бригады гоняли вертолет с каким-нибудь ящиком гвоздей. Нормальному хозяину такое расточительство ни к чему. Во времена моего детства олень был в наших местах основным транспортным средством, я еще пацаном неплохо зарабатывал, сопровождая каюром геологические экспедиции. Потом, уже в семидесятых годах, когда работал здесь в совхозе ветеринаром, мы пешим ходом гоняли оленей за сотни километров на убойную площадку и отправляли диетическое мясо в Германию. Так что был бы ум - будет и выгода. Моему американскому другу Дагласу Драму, у которого я практиковался в Анкоридже, выгодно оказалось перерабатывать в деликатесы мясо диких оленей и лосей, которое охотники со всей Аляски доставляют к нему на фабрику на своих маленьких гидросамолетах.

- Одного ума тут, пожалуй, будет мало...

- Конечно, нужны еще некоторые первоначальные условия: право на частную собственность, право на личную свободу, право на развитие через механизм свободного рынка. Все это предусмотрено российской Конституцией и законодательством. В Республике Саха принят и специальный пакет законов, защищающих права коренных народов на традиционное хозяйствование. По этим законам наши родовые общины получили землю в бессрочное пользование, имеют большие налоговые льготы и гарантии помощи от государства. Но это на бумаге, а фактически всем в Иенгре и окрестностях владеет давно обанкротившийся совхоз.

По поводу совхоза я беседовала в Нерюнгри с начальником управления сельского хозяйства Сталиком Дерягиным. Он считает, что сохранение совхоза - единственный способ спасения эвенков. Говорит, что любыми путями будет добиваться хоть каких-то дотаций, если не денежных, то ресурсных. Еще он мне сообщил, что в северных улусах оленей передали общинам, но ничего хорошего из этого не вышло - их просто поели.

- Конечно, порезали оленей - а что еще оставалось делать, если в тех районах был сорван северный завоз? Между прочим, есть места, где не эвенки, а русское население держится на том, что доедает гнилой комбикорм...

Возможно, кое-кто уцепился за совхоз, потому что иначе нечем будет распоряжаться. Сейчас от хозяйства уже почти ничего не осталось, а не так давно было, например, триста единиц мощной техники. Пока что, хоть и хилым ручейком, текут в Иенгру наличные деньги, продукты, охотничьи боеприпасы для оленеводов. Но что к ним реально попадает - другой вопрос.

Если говорить о собственности, то в тайге вместе с совхозными пасутся и частные олени. Как бывший ветврач, я прекрасно знаю, что к ним и отношение другое. Никто без крайности не зарежет собственного оленя.

- Да уж, при встрече с посланцами одиннадцатой бригады даже я угадала, какие олени у них свои, а какие совхозные... Помню, пастух Гриша тогда сказал, что был бы не прочь завести собственное большое стадо, а его напарник Миша засомневался, смогут ли они сами со всем справиться.

- Верно, наши ребята еще не готовы стать хозяевами. Пока в Иенгре только один предприниматель-эвенк - Костя Александров. Он возглавляет родовую общину, купил пилораму и снабжает все село дровами и пиломатериалами. Конечно, ему далеко до нашей оборотистой землячки Ларисы Церукян, которая буквально на ровном месте устроила в Иенгре такое симпатичное кафе, что люди из города ездят к нам скоротать вечерок. Но и эвенки научатся предпринимательству, если их правильно учить. Мы уже провели в селе один семинар по основам рыночной экономики с помощью Саха-мериканского бизнес-центра. Они обещали и дальше помогать во всем, например - в составлении бизнес-планов для малых предприятий Иенгры.

- Но у вас ведь денег нет даже на дырокол - не то что на организацию предприятия...

- Это не совсем так. Сейчас в районе зарегистрировано уже несколько родовых общин, которые имеют право на любые разрешенные законом виды деятельности. В Америке, например, индейское племя Черноногих основало свою авиакомпанию. Нам до этого далеко. Я в своей общине Куртак пока что предполагаю заняться мясопереработкой, сбором живицы и лекарственных трав, чуть позже - охотничьим туризмом. У меня теперь есть заместитель по бизнесу - предприниматель из Нерюнгри Михаил Яковенко, мой старый друг по совместным охотам. Недавно мы с общинными бизнес-планами победили на первой в Нерюнгри промышленной ярмарке. В качестве приза был обещан льготный кредит, но что-то с тех пор о нем ничего не слышно. Неужели государству выгоднее содержать эвенков, будто немощных инвалидов, чем дать нам возможность самим встать на ноги?

- Вы что же, хотите в принципе отказаться от государственной поддержки?

- Я от терминологии этой хотел бы отказаться. Нам нужна не милостыня, а плата за выводимые из строя природные ресурсы. Там, где зияет нерюнгринский угольный разрез еще недавно были наши лучшие оленьи пастбища. Золотодобывающие артели разворотили почти все реки в округе, нанесен непоправимый урон природе и традиционному хозяйству, а настоящей компенсации за это нет. Мы знаем, что артели что-то платят за экологический ущерб, но до эвенков эти деньги практически не доходят.

Сейчас я уже вообще про деньги не говорю. Пусть нам выделят уголь или акции угольных предприятий - мы сумеем ими распорядиться и раскрутить хоть какие-то свои производства. Пока еще надеюсь на понимание - как-никак продолжается объявленное ООН десятилетие коренных народов.

...Хорошо все-таки быть эвенком. Есть колдовское обаяние в нелегкой скитальческой жизни среди лесистых холмов, рассеченных бесчисленными речными долинами, в древних обычаях и легендах лесного народа. В этом со мной согласятся и старый петербуржец Борис Кронгауз, когда-то приехавший сюда изучать язык и навсегда осевший в Иенгре, и молодая ученая парижанка Александра Мусина-Пушкина, сумевшая сделаться своим человеком в таежных становищах. Но даже природному эвенку нелегко нынче стать эвенком. В старенькой покосившейся школе образованные учителя-языковеды, ученицы подвижника Кронгауза, учат ребятишек эвенкийскому языку как иностранному - по передовой методике Китайгородской. Еще недавно только малая часть эвенкийского народа, разбросанного по всей Сибири, владела родным языком, а сейчас все школьники Иенгры, включая и русских ребят говорят, пишут, поют по эвенкийски. Скоро каникулы, и старшие мальчики с нетерпением ждут поездки в "таежную школу", организованную Лехановым на базе своей общины. Там преподают особенные предметы - искусство выслеживать соболя, арканить оленя, заводить на морозе вездеход и слушать старших. Право, есть что послушать, когда Борис Иннокентьевич затевает бесконечные охотничьи байки.

- Вот, - говорит, - гонялся я по тайге несколько дней и не встретил ни единого следа диких оленей. Вообще, ни одной живой души вокруг, только ворон все время кружится рядом со мной, словно зовет куда-то. Я и решил пойти за ним. Птица целеустремленно полетела за горку и вскоре вывела меня на небольшое стадо оленей. Я выстрелил, и не успел развеяться дымок, как ворон спланировал на убитого оленя. Он был очень голоден и придумал такой интересный способ добыть еду. Учитесь у ворона, ребята - мы, эвенки, тоже должны надеяться только на себя...

Послесловие

Недавно в Иенгре побывал ведущий экономист-аграрник новосибирского НИИ экономики и организации промышленного производства Василий Дмитриевич Смирнов - не скрою, что по моей наводке. В последние годы этот уже немолодой человек пользуется большой популярностью как специалист по поиску и внедрению индивидуальных управленческих решений. Кто не хочет работать - устраивает вселенский плач по сельскому хозяйству, а кто хочет - призывает к себе на помощь науку.

По заказу нерюнгринской администрации, Василий Дмитриевич изучил ситуацию в Иенгре и сформулировал некоторые принципиальные предложения. Главное из них такое: ныне существующие бригады оленеводов нужно слить с родовыми общинами, постепенно перевести их на полный хозрасчет, а совхоз со всеми специалистами, техникой и инфраструктурой преобразовать в объединение кооперативов по обслуживанию производственной деятельности оленеводов. Большое достоинство этого плана состоит в его эволюционности и учете интересов всех ныне действующих групп и сил. Смирнов готов и дальше консультировать северян, если они прислушаются к его рекомендациям.

Материал подготовлен при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса).

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+82+1