Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 2 (2238) 14 января 2000 г.

О НЕКОТОРЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
И СТАТИСТИКЕ ИНТЕРНЕТА
ЗА МИНУВШИЙ ГОД

Вадим Алексеев,
Радио Liberty.

Обычно в конце старого года или начале нового подводят итоги. Поговорим и мы об исследованиях Интернета, проводившихся в ушедшем году. Стремительно увеличивающаяся роль Всемирной компьютерной сети заставляет многие исследовательские компании разворачивать свою деятельность в Интернете. Среди таковых присутствуют консалтинговые, социологические и исследовательские компании широкого профиля.

Проблемой разного рода исследований и подсчетов в сети является достоверность и объективность получаемых данных. Связано это, прежде всего, с используемыми технологиями и способами подсчетов. Например, статистика посещений сайта. Количество обращений к серверу можно подсчитать по заглавной странице, но тогда те, кто попадает на сервер не через заглавную страничку, не будут подсчитаны. Такая же ситуация и с виртуальными именами: под одним именем могут скрываться несколько человек, как и наоборот один человек может использовать несколько имен. Другая проблема -- правила проведения исследований Интернета. Андрей Милехин (проект Monitoring.ru) на недавнем семинаре Российского Общественного Центра Интернет Технологий (РОЦИТ) предложил ввести такие единые правила: 1) любые исследования должны быть принципиально открытыми (методика, квоты, выборки, и сами массивы данных); 2) создать депозитарий, содержащий данные различных исследовательских компаний. (Разумеется, по истечении определенного срока, т.е. после того, как информация начнет терять коммерческую привлекательность.)

Остановимся коротко на методах проведения исследований и изучения Интернет. Первым из них является традиционный для социологии метод репрезентативной выборки населения. В частности, компания "GfK MR", таким образом, в 98-м году сделала оценку объема и численности российской аудитории Интернета. Другой метод -- анкетирование посетителей сайта исследовательской компании. Как вариант этого метода можно выделить опрос целевой аудитории, который регулярно проводит та же "GfK MR". И, наконец, еще один метод - автоматический сбор статистических данных о посетителях сайта.

Заслуживает упоминания один проект изучения Интернет-аудитории России -- он называется "Web-вектор". Его представила на уже упоминавшемся семинаре РОЦИТ группа компаний КОМКОН. Данный проект ставит своей целью предоставление наиболее надежных данных по основным характеристикам аудитории. Исследования проводятся ежеквартально в 40 городах России, опрашиваются 7800 человек, которые репрезентуют население городов России с численностью более 250 тысяч человек. Авторы проекта утверждают, что точность такого исследования достигает 1 процента по отношению ко всему населению.

Полагаю, было бы интересно посмотреть на некоторые цифры собранной статистики. Что мы и сделаем сейчас, сравнив и дополнив информацию результатами переписи русскоязычного Интернет-населения, проведенного на недавнем фестивале. Начнем же с некоторых цифр, характеризующих ситуацию в Интернете в целом.

Общая численность людей в мире, имеющих доступ к Интернету, по данным Global Research, составляет около 230 миллионов человек, из них 57 процентов -- англоязычная аудитория, почти 29 процентов -- говорящая на европейских языках. Все это не более 4 процентов населения Земли. Причем в среде англоговорящей части населения число пользователей составляет около 40 процентов их общего числа.

По странам лидирующее положение с огромным отрывом занимают Соединенные Штаты Америки: там более 110 миллионов пользователей, в Японии, находящейся на втором месте -- чуть больше 18 миллионов. Дальше в первую десятку стран-пользователей Интернета входят: Великобритания, Канада, Германия, Австралия, Бразилия, Китай, Франция и замыкает список Южная Корея, где Интернетом пользуются более 5,5 миллионов человек. Эту статистику показывает Internet.com.

В России всего 2,5 миллиона человек пользуются Интернетом чаще 1 раза в 3 месяца (это, кстати, составляет лишь полтора процента от численности населения страны). По мнению аналитиков КОМКОНа именно такая частота использования может хоть в какой-то степени говорить о регулярности. Напомню, что совсем недавно мы называли с вами цифру 1,7 миллиона человек, правда, частота использования сети в последнем случае была значительно выше. Среди участников переписи женщины составили лишь 19 процентов. По некоторым другим оценкам, включая и данные КОМКОН, среди пользователей Интернета женщины составляют около 30 процентов.

Kаков же состав аудитории по возрастам? Согласно данным переписи пользователи в возрасте до 15 лет составляют чуть больше 2 процентов; однако, еще меньше тех, кому за 55 -- всего полтора процента. Эта возрастная группа оказалась в меньшинстве и по данным КОМКОН, хотя эта статистика указывает, что таких пользователей почти в три раза больше. Лидирующие позиции по данным переписи и исследований КОМКОН также совпали: это возрастная группа от 25 до 34 лет. Их около 35 процентов, утверждает перепись, согласно же КОМКОНу лишь чуть больше 28.

Очень интересен тот факт, что больше всего Интернетом пользуются на работе -- почти половина по данным переписи и 55 процентов, согласно КОМКОНу. Далее идут домашние пользователи. Здесь оценки значительно расходятся: по переписи таковых 38 процентов, а из исследования КОМКОН около 27.

Весьма характерно, что среди участников переписи 81 процент указал, что имеют высшее образование

Следующие цифры показывают уровень использования тех или иных сервисов Интернета в больших городах (это информация КОМКОН): электронной почтой пользуются 2,2 % населения страны; вэбом -- 2,5; другими Интернет-сервисами -- 2 %. Всего же в больших городах пользователей сети насчитывается 3,5 % или в абсолютных цифрах почти 1,9 миллиона человек.

Социальная картина пользователей Интернета в представлении КОМКОНа -- специалисты, руководители, студенты; лидируют средства массовой информации -- почти 19 процентов и работники научной сферы -- на полпроцента меньше. Несколько иная картина сложилась в результате переписи. Здесь лидерство за специалистами в области связи и телекоммуникации -- 14,5 %, дальше (что меня, только не обижайтесь, крайне удивило) работники торговли и общепита -- чуть больше 9 %, и только на третьем месте СМИ и рекламный бизнес -- ровно 9 %.

Еще одну любопытную цифру разглядел я в результатах переписи -- лишь 69 процентов принявших в ней участие имеют дома компьютер. Удручающий показатель для оценки нашего общества, скажу я вам. Но есть и, как мне кажется, обнадеживающие цифры -- более 40 процентов имеют автомобиль.

И, наконец, хит-парад интересов в Интернете. Назову первую пятерку в обоих исследованиях. По данным КОМКОН лидирует программное обеспечение -- им интересуется 38 процентов и здесь имеется рост; далее следуют игры -- 24 процента, затем музыка -- 23 процента, и здесь замечено падение интереса; следующая позиция новости экономики -- 22 процента, и эта тема испытывает повышение интереса; замыкает пятерку такая общая категория как развлечения -- 16 процентов, но развлекаться в сети людям хочется все меньше и меньше. А вот, что показала перепись: с большим отрывом на первом месте находятся компьютеры и Интернет -- 65 процентов; затем общество и политика -- 45 процентов; наука и технологии на третьем месте -- 42 процента; на 10 процентов меньше интересуются музыкой и шоу-бизнесом; на пятом месте технологии -- около 30 процентов.

И еще одно любопытное замечание исследователей аудитории Интернета. Пользователи сети относятся к рекламе значительно лояльнее тех, кто о сети знает лишь понаслышке.

Мой рассказ был бы неполным без прогнозов. Computer Industry Almanac предсказывает рост Интернет-населения во всем мире почти на 100 миллионов человек. В Соединенных Штатах пользователей Интернета должно стать более 130 миллионов, и они по-прежнему будет лидировать по этому показателю. Значительный рост числа пользователей предсказывают некоторым европейским странам, как, например, Германии, Франции, Италии. Этот же прогноз утверждает, что Россия в 2000 году войдет в первые 15 стран-пользователей Интернета. У нас, утверждает Computer Industry Almanac число Интернет-населения увеличится в два раза и достигнет 5 миллионов человек. Так что в нашей семье ожидается заметное пополнение. С новым Интернетовским годом вас, друзья!


http://www.svoboda.org/

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+83+1