Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 4 (2240) 28 января 2000 г.

Нам нужен ежегодный прирост
промышленного производства 30--50% в год

По результатам 9-й научно-практической конференции "Особенности управления предприятием в кризисных условиях", проводившейся Международным клубом директоров в прошедшем году на базе АО "ЭлСиб", издан сборник, в который вошло выступление мэра Новосибирска В.ТОЛОКОНСКОГО, ставшего в результате январских (2000 г.) выборов губернатором Новосибирской области. Его точка зрения на возможности развития экономики представляется нам интересной.

"...Заседания Клуба директоров -- это обсуждение новых идей и безусловно обмен опытом. Сегодня в повестке дня конференции "Особенности управления предприятием в кризисных условиях" предусмотрен прежде всего обмен опытом, потому что наши условия вряд ли поддаются какому-то серьезному научному анализу -- здесь больше индивидуального опыта, чем каких-то алгоритмов, правил.

Я убежден, что каждый за эти дни получит большую пользу для себя, и эта конференция еще больше объединит усилия руководителей вокруг требования сформировать единую государственную промышленную политику. Когда-то должна быть в нашей стране сформирована эффективная единая промышленная политика. Это важно и для нас, представителей органов власти и управления, и поэтому, по предложению президента Клуба и вас, наши специалисты тоже принимают участие в конференции. Потому что невозможно рассматривать сегодня все формы управления предприятием, перспективы развития промышленных предприятий без их взаимодействия с государственным управлением, без поиска эффективной как общегосударственной, так и региональной политики в отношении производителей, в отношении промышленных руководителей.

Для нас, администрации города, это совершенно принципиальные вопросы. Мы должны изучить развитие промышленного потенциала города. Видимые резервы -- резервы, которые можно аккумулировать в бюджет без роста производства, достаточно подобраны. Мы убеждены, что очевидные резервы себя исчерпывают и нам необходимо искать новые ресурсы. Это важнейшая задача власти <...>

Завершая выполнение сложнейшей для местной власти задачи, мы приняли в муниципальный фонд жилищный фонд и социальную сферу предприятий Новосибирска. Всего нам передали 8 млн квадратных метров жилья -- это целый город. Но при этом, опять же с взглядом на будущее, мы не ставили задачу все забрать. Часть жилья остается у предприятий -- чтобы была возможность поддерживать традиции производственного коллектива и чтобы люди "держались за заводскую трубу".

У нас есть профилактории, есть большие парки культуры, которые работают рентабельно и не требуют особых дотаций. Их не надо передавать городу. Но все то, что требовало больших дотаций, то, что приносило ущерб воспроизводственному процессу, мы приняли на городской бюджет -- без особых экономических условий, без компенсаций и без какого-либо участия федерального бюджета.

Но, к сожалению, от производства мы не получили серьезного прироста доходов в налоговом плане, поэтому на этот год ставим другую задачу: увеличить вклад производства в городской бюджет через прямое влияние на производственный процесс.

В предыдущие годы Новосибирск имел максимальные дотации. Промышленные предприятия платили налоги городу в виде, в основном, выполнения наших заказов. Если мы сейчас попросим бухгалтерии показать нам отчеты об уплате налогов за 3--4 последних года, то увидим, что налог на прибыль, на имущество, НДС, иные налоги, за исключением подоходного, предприятия оплатили двигателями, запасными частями, комплектующими, словом -- профильной продукцией, что позволяло сохранять налоговую базу и прирастать ей у всех предприятий, без исключения. Благодаря этому налоги не требовали серьезных расходов у хозяйств. При этом мы четко планировали, и продукция, полученная вместо налогов в денежной форме, шла только на важнейшие нужды города. Это планировалось нами в бюджете города. Все было согласовано по ценам, оформлялось перспективными соглашениями. Таким образом поддерживался воспроизводственный процесс на предприятиях. Но этого нам сегодня совершенно недостаточно.

Мы хотим воспользоваться имеющимися возможностями для стимулирования производства. На многих наших предприятиях из-за недостатка оборотных средств сдерживается выпуск продукции -- востребованной, хорошо реализуемой продукции, которая может быть представлена на внутреннем и внешнем рынках, особенно в условиях, возникших после августа 1998 года. Реализационные возможности изменились, они существенно улучшились для многих промышленных предприятий, и поэтому мы стараемся оборотные средства предприятий пополнить -- за счет того, чтобы жизненно необходимые городу ресурсы: топливо, энергия и т.д. (всего таких ресурсов 6 видов), -- мы максимально приобретали не по прямым расчетам с газовиками, шахтерами, а опосредованно, через промышленные предприятия Новосибирска. Тогда последние будут иметь возможность не только увеличить свою налоговую базу, но и получать и бюджетный заказ, бюджетные "живые деньги", на которые будут выпускать хорошо реализуемую продукцию. Это касается как машиностроения, так и промышленности, работающей для населения: легкой, пищевой, перерабатывающей и т.д.

При этом я прекрасно понимаю, что эти меры маленькие-маленькие. Без государственной политики, без совершенствования налоговой системы хозяйствования, без совершенствования экспортно-импортного регулирования, без еще многих актов законодательного плана, которые формируют экономическую политику, серьезно помочь промышленности невозможно.

Я полагаю, что вы будете говорить об этом, чтобы активизировать свои ресурсы, чтобы промышленность заработала. Чтобы земля, на которой расположены наши промышленные площадки -- а это десятки гектаров почти у каждого завода, чтобы она существенно более полно использовалась, чтобы меньше стало пассивных ресурсов, за которые тем не менее нужно платить арендную плату, налоги, чтобы эти ресурсы стали реальным экономическим воспроизводственным рычагом.

Я полагаю, вы будете говорить о том, что необходима реальная реструктуризация задолженности -- задолженности, которая ничего сегодня не дает никаким бюджетам и висит на предприятиях не из-за принципиальности каких-то государственных структур, а из-за лености ума в этих структурах. Нельзя совсем прощать долги, но можно найти эффективные способы превращения задолженности в ресурс, который повлечет за собой готовность к революционному процессу и не будет отталкивать инвестиции от нашей промышленности, от производственной сферы.

Я думаю, что вы будете обсуждать и вопрос о том, как оценить сегодня планы правительства, подготовите свои рекомендации на эту тему, чтобы там поняли, что мы не имеем права сегодня ставить задачу прирастать промышленности на 3--5 процентов в год. Нам надо прирастать на 30--50 процентов, и несколько лет подряд -- только так можно сохранить нашу промышленность. 3--5 процентов прироста -- это сегодня окончательное и бесповоротное разрушение промышленного потенциала страны. Мы вместе с вами должны ставить вот такие качественно новые задачи -- следовательно искать и качественно новые решения. Мы понимаем, что все это сложно, что все это вызовет и непонимание, и сопротивление. Но мы знаем, насколько все эти годы все правительства пренебрежительно относились к промышленной политике, к производственному сектору в нашей экономике.

Думаю, вы будете говорить не только о такого рода проблемах. Здесь собрались директора, которые несмотря ни на что живут, борются, созидают, стоят. Поэтому я уверен, что вы найдете практические ответы на волнующие вас вопрос и предложите рекомендации властным структурам, которые должны проявить и волю, и разум, чтобы эти рекомендации реализовать".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+85+1