Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 4 (2240) 28 января 2000 г.

ЧЕТВЕРТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
УЧАТ И УЧАТСЯ

Подготовила В.Садыкова.

14--15 января в Москве, в Государственном Кремлевском дворце, прошло Всероссийское совещание работников образования всех уровней: дошкольного, школьного, среднего специального, высшего. Они собрались в начале нового тысячелетия, чтобы обсудить проблемы, которые общество не сумело решить в прошедшем веке и которые неизбежно встанут в новом. На совещании была принята Национальная доктрина образования, положение о почетном звании Народный учитель Российской Федерации, Обращение к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию Российской Федерации. Мы попросили Николая Сергеевича ДИКАНСКОГО, ректора Новосибирского госуниверситета, участвовавшего в работе Совещания, поделиться своими впечатлениями.

-- Такого совещания не было 12 лет. Впервые с начала перестройки собрались вместе представители различных регионов России. Главной целью совещания было принятие Национальной доктрины образования. В результате обсуждения она была принята. Она действительная была необходима. Там все сказано правильно: названы основные цели и задачи образования, призванные обеспечить преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, разностороннее развитие детей и молодежи, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, подготовку высокообразованных людей, способных в условиях информатизации общества к развитию новых наукоемких технологий и т.д. Продекларирована доступность образования, бесплатность независимо от национальности, происхождения, убеждений, состояния здоровья и социального статуса.

Значительные преобразования ждут среднюю школу, на совещании было объявлено о переходе на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу. Мотивировалась это перегруженностью учебных планов и переутомлением детей. В большинстве развитых стран общее среднее образование 12 лет, дополнительные два года дадут возможность детям освоить более полный школьный курс и подготовиться для поступления в высшие и средние специальные заведения. Предполагается увеличение гуманитарной компоненты в образовании, обращается внимание на здоровье, необходимость увеличения количества уроков по физической культуре и т.д. Провозглашается бесплатность образования и вариативность учебных планов. Кроме того, в условиях безработицы нужно чем-то занять молодых людей, подготовить их к жизни, защитить от опасностей, подстерегающих их "на улице"...

-- А материальная база для этого есть? Мне кажется, на школу возлагаются обязанности решать проблемы, которые созданы в последнее время в обществе. Те же, кого нужно оберегать, спасать "от улицы" уходят из школы, часто не дотягивая до девятого класса...

-- На самом деле нужно развивать систему профессионального образования, которая в последнее время приходит в упадок. Училища практически перестали готовить рабочих. Это катастрофа. Произошел разрыв технологических школ. Например, чтобы подготовить хорошего лекальщика, нужно хорошее училище, опытный наставник и время. Вот сейчас в некоторых отраслях промышленности появились проблески возрождения, и сразу в газетах объявления-требуются рабочие, а для их подготовки нужны годы...

В докладе министра образования В.Филиппова фигурировала страшная цифра -- в России 600 тысяч бездомных детей, она сравнима с той, что была после Великой Отечественной войны (680 тысяч). Мы теряем детей, мы теряем свое будущее. Кто в этом виноват?

В ближайшие годы грядет небывалый для мирного времени спад прироста населения, ожидается, что к 2005--2007 годам количество выпускников школ будет меньше, чем количество плановых бюджетных мест в вузах. Уже сейчас есть пустующие школы (например, на Гусинобродском жилмассиве в Новосибирске). Но на совещании никто не спрашивал, почему произошел такой демографический спад. Да что тут и спрашивать, молодые семьи не хотят заводить детей, потому что боятся их не прокормить. У нас в стране смертность превышает рождаемость, и где как не на совещании работников образования ставить вопрос, кто виноват, что в такой супербогатой стране вымирает народ, почему молодежь бросает Родину, стариков и уезжает за границу?

-- Вы считаете, что получили бы там ответы на свои вопросы?

-- Мне не дали там слова, сказали, что надо было записываться заранее. Но я бы не получил там ответа. Ответ очевиден. Почему за эти 10 лет сменилось столько правительств, два президента и никто не отчитался за содеянное? Почему у нас до сих пор не сформулирована национальная идея? Что мы строим, куда мы идем? У нас нет вектора, нет идеи, которая должна консолидировать людей. Поэтому и доктрина образования вызывает вопрос -- кого и для чего мы должна готовить. Если мы собираемся строить постиндустриальное или информационное общество -- мы к этому не готовы. Мы отброшены на уровень начала века, прыгнуть из раннего капитализма в информационное общество невозможно.

-- Но у нас ведь есть некоторые отрасли, готовые к строительству информационного общества -- высшее образование, наука, технологии...

-- Некоторые, да. У нас готовились прекрасные специалисты по разным направлениям, они и продолжают готовиться, а спрос на них отсутствует. Для кого тогда работает система образования? Нужен стратегический план, обеспечение, ресурсы, тактические задачи, но об этом речи не было.

С другой стороны, в любом деле надо поддерживать то, что функционирует. У нас четверть населения учит и учится. В данном случае речь идет о высшем образовании, которое по-прежнему готово к воспроизводству интеллектуального потенциала страны, но если его сейчас не поддержать, оно тоже может со временем свернуться. В ближайшие 5--10 лет преподавательский состав резко сократится, потому что средний возраст профессоров, например 60 лет, а средняя продолжительность жизни -- 58, фактически мы стоит на краю.

-- Провозглашенная вновь бесплатность образования предполагает дальнейший бесплатный труд учителя, преподавателя или предусмотрены какие-то меры для изменения ситуации?

-- Бесплатное образование -- это величайшая ценность, она гарантирует определенные свободы, но при этом бесплатность работы преподавателя -- это абсурд. Человек за сложный труд должен получать соответствующее вознаграждение. Если государство не в состоянии этого делать, тогда давайте вводить образовательный кредит, человек приходит учиться и приносит с собой 100-процентный бюджет... А сейчас пока в Доктрине заявлено, что на образование будет тратиться на первом этапе (до 2003 года) -- не ниже 6% от валового внутреннего продукта... На втором этапе (до 2010 года) -- не ниже 8% от ВВП... На третьем этапе (до 2025 года) -- не ниже 10% от ВВП... Предполагается повышение оплаты труда педагогических работников и пенсионного обеспечения. Но экономика у нас сейчас в плачевном состоянии, поэтому и нет никаких гарантий, что образование будет нормально финансироваться. Первый Указ, подписанный первым Президентом России, до сих пор не выполнен.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+85+1