Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2242) 11 февраля 2000 г.

ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО...

Публикацию подготовил М.Дятлов.

Вы никогда не задумывались, почему вы не можете вспомнить, что вы делали в день рождения своего первенца, хотя события вашего юбилея десятилетней давности стоят перед глазами как живые? Почему вы уже неделю не можете вспомнить фамилию приятеля, а на языке постоянно крутится имя человека, с которым вы встречались на курорте много лет назад? Мы не вспоминаем о феномене памяти, пока память сама не напомнит о себе, подкинув нам какой-нибудь подобный ребус. А тогда -- сошлемся на склероз или еще какое-нибудь модное слово.

Но есть ученые, профессионально занимающиеся проблемой памяти, сделавшие изучение этого пока во многом загадочного феномена человеческой психики делом своей жизни. Рассказать об этой интереснейшей теме мы попросили заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Ростислава Юльяновича ИЛЬЮЧЕНКА, чья лаборатория в Институте физиологии СО РАМН занимается механизмами регуляции памяти.

Долгие годы мы занимаемся проблемой регуляции памяти. Не надо доказывать, что проблема памяти важна, нужна и интересна. Начнем с основ: что вообще такое хорошая и плохая память? Есть еще проблема забывания: почему человек что-то вспоминает, а что-то нет? Крайний случай ее -- это амнезия: когда что-то хорошо забывается и совсем не вспоминается. Например, после травмы. Известно, что если человека ударило как следует, то через какой-то промежуток времени он вспоминает все, но остается каких-то 10 секунд до травмы и сам момент ее, которые он уже не вспоминает. Вопрос такой: "Что, у него стерлась эта память или нет?" Считается, что память вообще не стирается. То, что входит в мозг, попадает туда раз и навсегда. Эксперименты показали: после электрошока и травм, казалось, животные теряли воспоминания. И что вы думаете?! Различными путями: фармакологическими или стимуляцией мозга можно все восстановить. Я, как и добрая половина исследователей, сторонник того, что мозг фиксирует все. Не то, что он выбрал, а все, что в него попадает извне. Вы можете возразить, что не все воспроизводится! Да, и это есть интереснейший механизм. Только представьте себе, что бы было, если бы в определенный момент все всплыло и вспомнилось. Это было бы сильное психическое расстройство. Значит, мозг имеет механизмы, позволяющие ему что-то воспроизводить, а что-то оставлять "за кадром". Мозг уже в момент фиксации знает, что будет воспроизводить, а что -- нет.

Когда информация поступает в мозг, важны два фактора, обеспечивающие возможность последующего воспроизведения. Во-первых -- новизна поступающей информации. Интересно, что мозг сам определяет, что для него новое, а что нет, причем процесс определения новизны опережает процесс фиксации. Ведь зафиксированное -- это для мозга уже не новое. Все новое мозг воспроизводит превосходно, но очень короткое время. Ведь оно уже не новое, оно уже не нужно, если не подкрепляется эмоционально. Если это новое и эмоциональное, то оно держится долго и хорошо воспроизводится. Если же информация не новая и не эмоциональная, но повторяется много раз, то мозг начинает ее считать значимой и в дальнейшем все-таки ее воспроизводит, но на более низком уровне по сравнению с эмоциональной. Изучением подобных механизмов и занимается наша лаборатория.

Наш мозг постоянно воспринимает новую информацию, она идет в него непрерывным потоком. Вопрос заключается в том, как влияет та информация, которая поступает в мозг в данный момент, на ту, которая была чуть раньше или ту, что пойдет вслед за ней? Что происходит с предыдущей? Есть такое понятие, как доминанта -- это связь многих структур мозга в единую согласованную деятельность. Как только появляется новая информация, сразу возникает доминанта. И она себя спасает от окружающих активаций в мозгу торможением. Если это очень мощная доминанта, то она тормозит себя и длится долго, например, при травме. Если слабая, то она может вызывать ретроактивное торможение, то есть тормозит то, что было раньше. Бывает еще проактивное торможение, при котором тормозится то, что придет позже. Это действует возникшая доминанта, которая не дает проявиться ни информации из прошлого, ни новой. Это очень интересный механизм, который много значит, в первую очередь, для учителей.

Мы сейчас работаем со школой N 180, в которой учеников сразу делят на левополушарных и правополушарных, по классам. Причем, преподавание у них, естественно, различается коренным образом. Но самое удивительное, дети охотно идут в школу. Это говорит о том, что человек способен индивидуально, в зависимости от функциональной ассимитрии мозга и в силу различных взаимоотношений активации и торможения разных частей мозга по-разному воспринимать и воспроизводить информацию. В этой школе был такой случай. В классе для левополушарных учился мальчик, и очень плохо учился, хотя по тестам вроде подходил под левополушарного. Но очень сильно отличался он от остальных учеников, и ничего сделать с ним нельзя было. Решили привезти к нам, проверить. И что вы думаете?! Оказалось, что всю входящую информацию он обрабатывает целиком правым полушарием. Когда его перевели в другой класс, он просто ожил.

Вообще, проблема левшей у нас стоит намного острее, чем это может показаться на первый взгляд и касается не только образования. Правополушарных по статистике 12%, и от этого никуда не деться, нужно к ним приспособиться, а не переделывать. У нас все приборы, от машин и до автомата Калашникова, сделаны под правшей. И если человека с детства пытаются подогнать под обшепринятые, в основном, "левополушарные", рамки, то вырастает просто неприспособленный человек. Ведь с самого начала он привыкает жить в состоянии постоянного стресса, невроза, которое нередко перерастает в депрессии. Кстати, у нас в лаборатории разработана методика, по которой можно определить предрасположенность человека к неврозам. Вообще, что такое невроз? Это негативное восприятие мира. То есть, человек получает информацию как негативную, фиксирует как негативную и потом, конечно, воспроизводит с негативным оттенком. Кроме того, если у вас возникла отрицательная эмоция, ваш мозг включает мощное интерференционное торможение, вокруг которого даже нейтральная информация гасится, и это торможение может продолжаться до нескольких секунд. Все, что к вам приходит после этого, воспринимается совершенно иначе. Но ведь это никем не учитывается ни при обучении, ни при взаимоотношениях между людьми.

По сути, этим должна занималься психология, ведь она как раз изучает взаимоотношения людей. Если мы занимаемся внутримозговыми механизмами, то психологи -- внешними. Для психологов мозг -- это черный ящик, в котором есть вход и выход. Нас же интересуют те законы и механизмы, которые действуют внутри этого ящика. Как воспроизводится информация, что способствует ее воспроизведению? Когда работали с кошками, мы научились стимулировать их мозг так, чтобы они обучались в 10 раз быстрее, чем обычно. Это достигалось при стимуляции мозга высокочастотным током (60 герц). При воздействии низкочастотным током (5 герц), наоборот, возникает торможение. Очень интересный был опыт. Конечно, человеку не имплантируешь в мозг электроды, на это просто никто не пойдет, но на животных результаты были колоссальные. Это говорит о том, что мозг способен на большее, он просто недозагружен.

Есть, конечно, люди, у которых имеются свои методики запоминания, позволяюшие расширить возможности памяти. Они, возможно, очень быстро связывают новую информацию со старыми переживаниями, привязывают к старому "следу", что-то связывают между собой. Кстати, у нас в разведке этому учат. Приводят человека и просят его запомнить предметы, лежащие на столе. Вначале он может вспомнить две -- три вещи. И постепенно доходит до того, что ему достаточно просто мельком взглянуть на этот стол, чтобы потом в мельчайших подробностях воспроизвести все, что там было. Мозг на это способен.

Эти примеры из жизни показывают, что возможности человеческой памяти если не безграничны, то по крайней мере очень мало известны большинству людей. Лишь единицы, случайно ли, от рождения ли, обладают "повышенными мощностями" памяти, становясь уникальными одиночками -- разведчиками, аналитиками, артистами оригинального жанра. Но хочется верить, что исследования, которые ведут в разных частях света ученые -- коллеги профессора Ильюченка, когда-нибудь станут доступны обычным людям. Сам профессор считает, что это произойдет еще не скоро, но когда произойдет -- изменится весь мир. И, разумеется, в лучшую сторону.

Фото автора.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+87+1