Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2242) 11 февраля 2000 г.

В ДАЦАН -- ЗА ВТОРЫМ ЗРЕНИЕМ

Подготовили В.Макарова
и И.Дамбуева.

В 1741 году царица Елизавета Петровна издала указ, дозволяющий бурятам исповедовать буддизм, и был сооружен войлочный дацан в Хилгантуе. К 1822 г. в Забайкалье было 20 дацанов, 2505 лам, а к 1846 г. -- 34 дацана, 144 малых храма, 4505 лам (из летописи). Во второй половине XIX века в результате интенсивного строительства дацаны разрослись в городки и в это же время они приняли тот вид, который все исследователи и путешественники отмечали как "...роскошные храмы и монастыри -- местопребывание религиозно-схоластической учености и усердного изучения книг, с их богатыми библиотеками,беспрестанно работающими типографиями, с их коллекцией скульптуры и картин, с их разными факультетами, кафедрами и рефератами..." (Б.Лауфер -- ученый из Германии). При дацанах существовали школы, где изучались не только религиозные предметы, но и основы светских знаний -- письменность, исторические сочинения, изобразительное искусство, основы астрономии, медицины, философии. Кроме того, такие школы давали специфическую физическую подготовку, формировали особый характер учащихся. Архитектурный облик дацанов в Бурятии отличался совмещением китайского и тибетского стилей (большой свес крыши, круто загибающиеся вверх углы с золочеными драконами и облаками одновременно с резьбой капителей колонн, широким фризом с золочеными блюдами-символом солнца).

В настоящее время на территории Бурятии 4 дацана, 27 малых храмов.

Первый деревянный дацан был построен российскими плотниками в 1758 году по образцу тибетских храмов недалеко от Улан-Удэ и назван Иволгинским по названию долины, где расположен. Пожары не шадили его, он много раз восстанавливался, и в 70-е годы ХХ века поставили новый храм, каменный. Это трехъярусная пагода в тибетском стиле, входом обращенная на север, где находится легендарная Шамбала. У стены, противоположной входу, стоит трон настоятеля дацана. До самого потолка поднимаются ступеньками полки, заполненные скульптурными изображениями Победоносного -- Будды. Среди них не найти двух похожих! И чем более вглядываешься в эти большие и малые фигурки, странно меняющиеся в пламени свечей, тем скорее создается удивительное настроение реального присутствия Будды среди молящихся.

Иволгинский дацан -- не только место моления. Это и школа, где обучаются около 50 молодых людей, которых посвящают в каноны буддизма. Все время учебы и далее им предстоит практиковать Лам-рим -- это сжатое изложение всех восьмидесяти четырех тысяч томов Учения Будды. Лама-преподаватель поясняет: "Получить учение по Лам-риму -- это очень нелегко. Когда вы слушаете учение, вы должны быть свободными от трех недостатков сосуда. Первый -- это перевернутый сосуд. Когда ваш ум представляет собой перевернутый сосуд, то учение не попадает в него, а если ваш ум представляет собой дырявый сосуд, то учение не может задержаться в нем, если же сосуд вашего ума -- нечистый, то учение, которое попадет туда, не принесет никакой пользы. Благодаря Учению жизнь становится значимой, появляется второе зрение -- понимание ценности жизни".

Буряты -- молчаливый народ, громких молитв в дацане не слышно. До вхождения в храм они обходят "священный круг" по дацану. По всему кругу стоят "молитвенные" цилиндры -- деревянные вертушки с ручками. Они разных размеров: от маленьких, которые легко вращаются даже от порыва ветра, до огромных, больше человеческого роста, повернуть которые можно только собрав все-все силы. Вертушки украшены разноцветными ленточками и надписями, окрашены в традиционные буддийские цвета -- желтый, зеленый, белый, красный. Паломники по одному подходят и, взяв за ручку, вращают барабан по оси, совершая полный оборот. Это равнозначно молитве в честь Будды. Чем больше цилиндров крутанешь, тем больше молитв совершишь. Помолившись таким образом, необходимо поклониться субурганам -- священным ступам, где хранятся реликвии. Еще одна святыня возвышается перед входом в храм в виде скульптурного изображения тигра, лапой придерживающего шар. Каждый касается рукой этого шара -- это тоже ритуал.

Верующие несут дары дацану, и они принимаются равно благодарно, какова бы ни была их ценность. Ведь это дары самому Будде, и тут важен человеческий порыв жертвования, а не стоимость вклада.

Очень торжественно, красиво отмечаются праздники в дацанах.

Народный праздник "Сагаалган" начинается 30 числа последнего полнолуния (в этом году -- 7 февраля). Накануне устраивается прощание с уходящим годом, а с первыми лучами солнца приходит новый год, в этот день родственники поздравляют друг друга с праздником, причем молодые идут в гости к старшим по возрасту. Гостей угощают "белой пищей" (в символике цветов у монгольских народов белый цвет означает честность, добро, милосердие) -- изделиями из молока, а также из теста и мяса. Детей одаривают сладостями и фруктами. В застолье употребляется водка (желательно из молока), чай с молоком. Этот праздник играет большую роль в укреплении семейных и родственных связей. Официально праздник стал отмечаться в Республике Бурятия с 1995 года.

Традиция проведения этого праздника восходит ко временам гуннов. У монгольских народов этот праздник отмечался столетиями и означал наступление весны и наступление нового года. Со времени распространения буддизма в Монголии и Бурятии празднование проводится в религиозно-буддийской форме. Это связано с канонической биографией Будды, в которой рассказывается о чудесах, совершенных им в дни, совпадающие с празднованием нового года у большинства народов Азии. В дацане служба (хурал), посвященная Сагаалгану делится на хуралы старого (уходящего) и нового (наступающего) года. Хурал старого года начинается 26-го числа последнего полнолуния зимы и заканчивается 29 числа этого же полнолуния. Молитвы и гимны читаются в честь Будды, ритуальные службы проводятся в честь докшитов -- гениев-хранителей буддийской веры. Содержание молитв связано с благодарностью уходящему году, отпущением грехов, спасением живых существ. Хурал нового года начинается в 10 часов вечера 30 числа последнего полнолуния зимы и заканчивается 15 числа первой луны весны -- этот день называется днем Будды. Считается, что в этот день эффект от совершенных поступков (плохих и хороших) умножается стократно. Молитвы этих дней посвящены трем драгоценностям -- Будде, его учению и духовенству, а также буддийскому пантеону. Совершаются обряды жертвоприношения владыкам неба, земли. огня, воды и духам местных стихий. Накануне дня наступления нового года проводится молебен "дугжуба", который завершается костром "сор". В этом костре сжигаются каждым пришедшим человеком старые вещи, как символ очищения от грехов и болезней уходящего года. Необходимо отметить, что все службы в период Сагаалгана сопровождаются разнообразными ритуалами, которые варьируют в соответствии с божеством буддистского пантеона, всегда звучит мелодичная музыка, а церемония завершается диспутом по буддийской философии. В дни хуралов в дацанах бывают посетители -- миряне. Верующие совершают поклоны буддийским святыням, обходят храмы и субурганы.

В Бурятии с каждым годом шире идет восстановление старых и строительство новых дацанов. В сентябре этого года открылся буддийский институт "Даши Чойнхорлин". Он имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Здесь учат иностранным языкам, компьютерной грамоте, а также истории буддизма, религиозным ритуалам и даже буддийским танцам. Каждый день в расписании -- обязательные философские диспуты. Набор этого года -- 110 студентов из разных регионов России. Предполагается расширение института.

Принято считать, что ламой может быть только мужчина. Однако, в 1997 году состоялось открытие буддийского женского центра. В 1992 году Далай-лама во время посещения Бурятии посоветовал открыть такой центр. На личные средства супругов Д.Цынгуевой и Д.Будаева при поддержке правительства Республики Бурятия, буддистов в Улан-Удэ начато строительство главного здания дацана, а пока молебен проводится в подсобных зданиях. Фасад их украшает белоснежный субурган и красочные ворота. Основной задачей буддийского женского центра (первого в России и четвертого в мире) является помощь женщинам -- хранительницам мира и покоя семьи. Прием ведут ламы-женщины (хандамы), в отличие от других дацанов, в которых служат ламы-мужчины. По мнению основательницы и настоятельницы Д.Цынгуевой только женщина может понять женщину, иногда о мужчине, даже ламе, трудно открыть сокровенные тайны и спросить совета о глубоко личном.

Филиал центра построен супругами в селе Максимиха на берегу озера Байкал. Планируется, что здесь будут работать ламы, приглашенные из Монголии, Индии, Бирмы -- стран, где уже действуют такие женские буддийские центры.

Буддийский опыт человеческого самопознания сегодня доступен для всех, кто желает изучить его и применить в своей жизни.

На фото:

-- Иволгинский дацан;

-- вертушки со священными молитвами;

-- субурганы.

Фото В.Макаровой.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+87+1