Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 12 (2248) 24 марта 2000 г.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ -- ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Академик А.Конторович рассказывает
о правительственном совещании в Сургуте

В Сургуте -- крупном центре нефтяной промышленности Западной Сибири -- в начале марта состоялось, как уже сообщалось, большое совещание, посвященное проблемам развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России. В нем приняли участие: исполняющий обязанности Президента РФ В.Путин, заместитель председателя Правительства РФ В.Христенко, министры В.Калюжный, А.Починок, Б.Яцкевич и другие. Главы администраций ведущих нефтегазодобывающих субъектов федерации Ю.Неелов, М.Рахимов, Л.Рокецкий, А.Филипенко, секретарь Совета безопасности РФ С.Иванов, председатель правления ОАО "Газпром" Р.Вяхирев, председатель Совета директоров ОАО "Газпром" В.Черномырдин, председатель Правления РАО ЕЭС А.Чубайс, директор Центра стратегических исследований Правительства Г.Греф, руководители нефтяных компаний, представители министерств. Среди приглашенных -- немногочисленные представители науки. Академическую науку представляли вице-президент РАН, председатель Сибирского отделения академик Н.Добрецов, член-корреспондент РАН А.Макаров, а также автор этих строк.

Совещание открыл и вел заместитель председателя Правительства РФ В.Христенко. Первому, как хозяину, он предоставил слово губернатору Ханты-Мансийского автономного округа А.Филипенко, который приветствовал собравшихся и сразу задал разговору непарадный, деловой стиль. Губернатор обратил внимание на три важных момента. Для устойчивого развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса необходимо уделять больше внимание воспроизводству минерально-сырьевой базы, развитию геологоразведочных работ. Необходимо принять меры по резкому увеличению инвестиций в Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Заниматься этим нужно немедленно, так как с подъемом промышленности увеличится спрос на энергию, что невозможно будет обеспечить, не увеличивая производство углеводородов.

Затем выступил В.Путин. Его выступление было четким и ясным. В средствах массовой информации я не видел целостного изложения этой речи. Между тем, она представляется мне очень важной. Насколько позволяют мои записи, постараюсь изложить краткое содержание речи, сохраняя стилистику и отдельные фразы В.Путина.

Государство, отметил исполняющий обязанности Президента РФ, нуждается в плане развития отраслей ТЭК на обозримую перспективу. То, что происходило в последние годы, позволило понять, что ТЭК -- это несущая конструкция нашей экономики. Все эти годы ТЭК являлся фактором стабилизации экономики. Он должен стать фактором ее роста.

В.Путин отметил, что основные производственные фонды ТЭК устарели. Мы должны быть уверены в энергетической безопасности страны. Он обратил внимание, что нефтегазовые компании активно инвестируют проекты вне России, когда в стране наблюдается острый инвестиционный голод. В этой связи необходимо внимательно изучить практику работы российских оффшорных зон, чтобы они служили не путями вывоза капитала из России, а инструментом для создания привлекательных инвестиционных условий.

Государство заинтересовано в увеличении поставок энергоносителей на внутренний рынок. Газовая "пауза" заканчивается. Нужно менять структуру топливно-энергетического баланса, увеличивая роль угля и снижая роль газа. Нужно уравнять цены на энергоносители -- уголь, газ, мазут. Нам нужна промышленность, которая эффективно и экономно использует энергоносители. Необходима коррекция налоговой политики в отношении ТЭК.

Особое внимание обращалось на положение геологоразведочных работ: в девяностые годы произошел обвальный спад их объемов, что сказалось на приростах запасов нефти и газа. Мы проедаем ранее разведанные запасы. Нужны стимулы для развития геологоразведочных работ.

Важной проблемой является дисциплина платежей. Государство само породило неплатежи. Требования к компаниям по долгам должны быть жестче.

Важной проблемой является энергосбережение. При нынешних тарифах на электроэнергию и газ нет смысла экономить энергию.

Необходимо внимательное отношение к естественным монополиям. Государство будет им помогать. Государство будет их контролировать. Нельзя менять структуру естественных монополий без оценки последствий таких изменений для государства.

Необходимо разработать энергетическую стратегию страны. Стратегические цели государства и компаний совпадают. Все решения необходимо принимать в рамках энергетической стратегии.

Доклад министра топлива и энергетики РФ В.Калюжного посвящался состоянию топливно-энергетического комплекса России и первоочередным задачам его развития.

Интересный и глубокий анализ ситуации в нефтегазовом комплексе сделал в своем выступлении секретарь Совета безопасности РФ С.Иванов. Он отметил, что ТЭК продолжает оставаться стабилизирующим фактором экономики, ее кредитором. Секретарь Совета безопасности России четко выделил важнейшие проблемы ТЭК, которые представляют угрозу национальной безопасности России: спад производства, спад добычи нефти и газа; инвестиционное недофинансирование ТЭК; технический уровень и физическое состояние предприятий ТЭК, которые не отвечают современным требованиям, в том числе экологическим, износ основных фондов; неудовлетворительное состояние воспроизводства минерально-сырьевой базы; финансовая дестабилизация из-за роста неплатежей и долгов в бюджет; неэффективное использование энергетических ресурсов и энергетического потенциала; разрушение системы координации проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ; снижение доходности бюджета, поскольку потребители оплачивают только около 50% продукции ТЭК; высокая зависимость наполнения бюджета от результатов деятельности ТЭК, что стимулирует экспорт.

От предприятий нефтегазового комплекса выступили генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз" В.Богданов и председатель правления ОАО "Газпром" Р.Вяхирев. В.Богданов выделил проблему разрушения геологоразведки и необходимость ее скорейшего восстановления. Р.Вяхирев обратил внимание на деформированный характер энергетического баланса страны, в котором неоправданно большую роль играет газ. Произошло это в последние годы. Так, в 90-е годы доля газа в энергетике Москвы составляла 40--42 процента, а в настоящее время -- более 95 процентов. Он также обратил внимание на важность государственной поддержки в решении проблем ТЭК в части упорядочивания цен на энергоносители и снижения налогового бремени, что позволит осуществлять самоинвестирование. Р.Вяхирев в довольно резкой форме высказался о сложном характере взаимоотношений ОАО "Газпром" и Минтопэнерго России.

С длинной и, как всегда, яркой по форме речью выступил председатель правления РАО ЕЭС А.Чубайс. Я несколько раз просматривал свои записи, восстанавливал в памяти его речь и пытался понять, что же все-таки он хотел сказать и сказал. Удалось выделить только три элемента.

Первый. Заканчивается трудная зима. Энергетикам удалось провести ее без явных перебоев, решить сложные задачи -- договориться с "Газпромом" о поставках газа и получить необходимое количество мазута. Все это показывает, как хорошо руководят РАО ЕЭС его нынешние лидеры и, надо думать (А.К.), сам А.Чубайс. Удивительно, но даже аварию на крупнейшей в мире тепловой электростанции, выдающемся достижении советской энергетики, -- Сургутской ГРЭС, равной которой по мощности и по техническим решениям в мире нет до сих пор, точнее -- ликвидацию этой аварии, оратор сумел представить как достижение РАО.

Второй. РАО ЕЭС удалось добиться этих удивительных результатов вопреки Минтопэнерго России, которое "мешало" работать, принимало "некомпетентные решения", "плохо владело ситуацией". Когда я слушал красивые, с точки зрения построения фразы, но всегда язвительно-обидные и не очень убедительные выпады в адрес Минтопэнерго, в голове все время вертелась мысль: "Ах, какой "злой мальчик"! Ведь знает, что в зале находится и.о. Президента и говорит все это специально для него!"

И, наконец, третий тезис А.Чубайса. В ближайшие годы РАО ЕЭС столкнется с огромными проблемами. Связаны они с моральным и физическим старением оборудования электростанций и сетей. Для обновления оборудования только на ближайшие 5 лет необходимо 25 млрд долл. США, по 5 млрд долл. в год. РАО может изыскать только 0,7 млрд долл. в год. Где найти инвестиции? Анатолий Борисович не знает других источников инвестиций, кроме частных, а значит необходимо продать акции РАО ЕЭС западным компаниям! Другого пути, по его мнению, нет. Точнее -- другого источника инвестиций не видит Председатель Правления РАО ЕЭС. Правда, никаких гарантий, никаких доказательств, что после приватизации РАО такие инвестиции будут, А.Чубайс не привел. Между тем государственные пакеты акций нефтяных и угольных компаний по инициативе того же Анатолия Борисовича давно проданы, а инвестиций как не было, так и нет... Почему это случилось, Анатолий Борисович, естественно, объяснять не стал. А где гарантия, что такое не случится с акциями РАО ЕЭС? Ответа на этот вопрос не было. Получается -- давайте продадим, а потом разберемся...

На фоне выступления В.Путина о внимательном и осторожном отношении к таким структурам, как естественные монополии, на фоне выступления С.Иванова о серьезной угрозе национальной безопасности России, если не остановить разрушительные, деструктивные процессы в ТЭК, мне показалось, что выступление А.Чубайса преследовало другие цели... Впрочем, это моя субъективная оценка. Возможно, на других участников совещания эта речь произвела иное впечатление.

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.Неелов настаивал на необходимости регистрации компаний в тех субъектах федерации, где они осуществляют основную производственную деятельность. Налоги должны оставаться на местах, а не аккумулироваться в московском бюджете. В качестве положительного примера он привел нефтяную компанию "Сургутнефтегаз".

На совещании было много других интересных выступлений. В частности, выступали угольщики, машиностроители, металлурги. Они говорили о возможностях российской экономики обеспечить страну углем, оборудованием для добычи нефти и газа, трубами для реконструкции действующих и строительства новых трубопроводов. По их оценкам, соответствующее оборудование не будет уступать западному по качеству, но будет в 1,5--2 раза дешевле... Генеральный директор ОАО "Кузбассуголь" Денисенко на прямой вопрос В.Путина, следует ли продавать государственные пакеты акций угольных предприятий, после некоторых колебаний нашел в себе мужество дать отрицательный ответ.

Наиболее важный результат и выводы из того, что было сказано на совещании в Сургуте: исполняющий обязанности Президента РФ, Правительство, руководители нефтяных и газовых компаний в настоящее время хорошо знают и отчетливо понимают истинное положение дел в экономике России и в ее нефтегазовом комплексе.

Много раз на протяжении последнего десятилетия Российская академия наук, ее Сибирское отделение, отраслевые отделения РАН, отдельные известные ученые направляли Президенту, председателю Правительства, в соответствующие Министерства записки и аналитические документы, посвященные положению дел в экономике России, ее нефтегазовом комплексе, в российской геологии. Выступали по этим вопросам и в научной печати и средствах массовой информации. Документы содержали предложения по выходу России из кризиса. Беспокоило и задевало, что эти обращения, как правило, оставались без ответа. Обратной связи не было. В настоящее время Правительство знает эти проблемы и вместе с руководителями крупнейших компаний ТЭК, инженерной и научной общественностью ищет выход из сложившегося положения, отчетливо понимает необходимость разработки долгосрочной стратегии развития. Очень хочется верить, что это найдет отражение в реальных законодательных актах, в деятельности Правительства. Будет непростительной ошибкой, если к выработке такой стратегии вновь не будет привлечена Российская академия наук. Ведь уже бывало нередко за последние десять лет, когда, вешая на ученых ярлыки консерваторов, априорно, без всякой научной дискуссии, отвергая рекомендации РАН, люди, приближенные к руководителям государства, навязывали стране трагические для судьбы России решения...

Быть может, впервые за последние годы замерцал свет в конце туннеля. Ближайшее будущее покажет, не оптический ли это обман.

И еще несколько слов об отношении к науке. Из академических кругов были приглашены выступить на совещании член-корреспондент РАН А.Макаров и я. К сожалению, многие выступления затянулись, и до нас очередь не дошла. На науку, как всегда, времени не хватило. Но мне удалось передать подготовленный текст доклада с таблицами и рисунками исполняющему обязанности Президента В.Путину, ряду членов Правительства, губернаторам. Думаю, что это обстоятельство дает мне право опубликовать краткое содержание своего выступления.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+93+1