Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2250) 7 апреля 2000 г.

КОСМОНАВТИКА НА ПЕРЕПУТЬЕ

А.Максимов,
cтарший научный сотрудник ИТПМ СО РАН.

ХХ век оказался периодом глобальных социальных потрясений и всеохватывающей научно-технической революции. Одним из наиболее славных детищ этой революции оказалась космонавтика, которая оказывает все возрастающее воздействие на нашу повседневную жизнь. Космонавтика, возникшая как одно из ответвлений военного ракетостроения, очень быстро завоевала себе достойное место в жизнедеятельности человечества. Поначалу ее плодами в полной мере воспользовались военные и политики -- каждый в своих интересах. Без вмешательства могучих политических сил человечеству вряд ли удалось бы всего за десятилетие совершить гигантский скачок от запуска первых спутников до высадки землян на Луну. Также можно предположить, что если бы не провал советской программы пилотируемых полетов на Луну, через пару десятилетий человечество вполне могло отправить первых путешественников на Марс. Хотя на предварительную подготовку таких экспедиций, включая разработку ядерных ракетных двигателей, и в СССР, и в США были затрачены немалые средства, этому не суждено было сбыться.

Когда были выжаты все возможные политические дивиденды из пилотируемой космонавтики, главные усилия ученых и конструкторов устремились на более практические цели: на использование космических средств для непосредственных нужд повседневной жизни -- связи, навигации, метеорологии и природопользования, а также на получение фундаментальных знаний в различных областях науки и техники -- астрономии, астрофизике, планетологии, материаловедении и так далее. Примерно с начала 80-х годов наступили будни космонавтики, когда все свыклись с ее фантастическими достижениями, и развитые страны переориентировали свои национальные космические программы на решение вполне конкретных прагматических целей.

В настоящее время человечество испытывает небывалый бум в развитии глобальных систем космической связи. Сейчас примерно половина выводимых на орбиты космических аппаратов представляют собой коммерческие спутники связи. Их услугами, частенько и не подозревая об этом, ежедневно пользуется почти каждый из нас. К таким услугам относятся и высококачественная телефонная связь, и Интернет, и телевидение, и сотовая связь, и многое-многое другое.

Еще одним важным направлением деятельности человечества в области космонавтики стало планомерное и глубокое исследование самой Вселенной с помощью межпланетных автоматов и весьма совершенных астрофизических приборов. Такие космические аппараты, как Вояджеры, Галилей, Космический телескоп Хаббла (HST), Гамма-обсерватория Комптона (GRO) и другие за последнее десятилетие раскрыли многие тайны Солнечной системы и позволили заглянуть в бесконечную глубь Вселенной вплоть до 12 миллиардов световых лет. Наконец-то практически было доказано наличие вблизи центра многих галактик загадочных "черных дыр", по поводу существования которых долгое время спорили многие ученые-астрофизики.

Орбитальная научная станция "Мир"

Достижения современной космонавтики столь впечатляющи, что в течение долгого времени мало кто обращал внимание на те проблемы, которые постепенно накапливались на пути ее дальнейшего развития. По нашей космонавтике нанес сильнейший удар внезапный развал Советского Союза. Резкое, в десятки раз сокращение финансирования привело к закрытию многих перспективных программ национальной космонавтики. Значительные трудности возникли и из-за расчленения единой прежде отрасли на отдельные кусочки. Даже космодром Байконур, открывший человечеству дорогу в космос, оказался на территории хотя и ближнего, но зарубежья. Как и все другие отрасли народного хозяйства, космонавтика тоже была не готова к нормальному функционированию в непривычных новых условиях, поэтому мучительный поиск путей ее дальнейшего развития продолжается до сих пор. Некоторую отдушину и определенные средства для временного выживания российская космонавтика сумела отыскать только в коммерческом использовании уже хорошо отработанных и относительно дешевых ракет-носителей "Союз" и "Протон", а также находящейся на орбите научной станции "Мир".

В надежде на скорый успех многие наши ракетные КБ тоже ринулись на это поприще, но пока так и не сумели завоевать себе достойного места. Распыление и так мизерных наличных средств даже при некоторой помощи заинтересованных зарубежных компаний не позволяет провести оптимальную отработку новых космических средств. Полусырые конверсионные носители легкого класса типа "Штиль", "Волна", "Старт" и "Рокот" сумели осуществить всего по несколько успешных стартов, а для работы с прибылью требуется как минимум по 4--5 ежегодных пусков. Все же, работы продолжаются, и вскоре должны состояться новые полеты "Рокота" и "Старта".

В последние годы системный кризис переживает не только наша, но и почти вся мировая космонавтика.

15 ноября прошлого года, вскоре после старта, японским ракетчикам пришлось уничтожить свой дорогостоящий носитель Н-2 со спутником связи для Министерства транспорта, а 9 февраля этого года потерпела аварию ракета-носитель М-5 при запуске рентгеновской обсерватории ASTRO-E стоимостью 170 миллионов долларов. Впервые за последнее десятилетие на новый финансовый год бюджетные ассигнования Космического агентства Японии NASDA были сокращены почти на 100 миллионов долларов. При этом правительство наложило запрет на разработку нового носителя среднего класса J-1 и дальнейшее использование ракеты Н-2, а первый старт более дешевого нового носителя Н-2А был отложен более чем на год.

Космонавтика США также столкнулась с очень серьезными проблемами. 23 июля 1999 года при выводе на орбиту новой рентгеновской обсерватории "Чандра" стоимостью 1,4 миллиарда долларов спустя всего 5 секунд после взлета на борту корабля "Колумбия" случилось короткое замыкание, что едва не послужило причиной аварийной посадки "Спейс Шаттла". Последующие наземные проверки обнаружили многочисленные повреждения изоляции электропроводки практически на всех четырех американских челноках. Из-за возникших трудностей с "шаттлами" американцы попросили нас попридержать запуск служебного модуля "Звезда" для международной космической станции "Альфа". Вполне возможно, что эта задержка спасла дорогостоящий модуль от гибели, поскольку он вполне мог оказаться на борту "Протона", потерпевшего 27 октября вторую почти подряд аварию по причине разрушения двигателей второй ступени. Как оказалось, данные двигатели были изготовлены в 1992/1993 годах, когда на воронежском заводе производство упало до 19% от уровня предкризисного 1986 года.

Наиболее сильный удар по престижу Национального аэрокосмического управления США нанесла двойная неудача с аппаратами, предназначенными для детального изучения климата и полярных областей Марса. Mars Climate Orbiter сгорел 23 сентября 1999 года в атмосфере Марса при выводе на орбиту его спутника из-за элементарной ошибки, возникшей из-за параллельного использования английской и метрической систем измерений. Mars Polar Lander и два его миниатюрных зонда Deep Space-2 были потеряны 3 декабря во время их посадки на поверхность планеты. Эти аппараты были разработаны по концепции "быстрее, дешевле, лучше", выдвинутой нынешним руководителем НАСА Даниэлом Голдиным 8 лет назад с целью экономии средств. Эта концепция прекрасно сработала в ходе осуществления предыдущей марсианской миссии Mars Pathfinder с доставкой миниатюрного вездеходика на поверхность планеты и при некоторых других полетах в дальний космос, однако, по мнению американских конгрессменов, не оправдала себя в плане долгосрочной перспективы. По рекомендации аварийных комиссий НАСА уже перенес очередной запуск аппарата для посадки на Марс с 2001 года на более поздний срок.

На Капитолийском холме все возрастающую критику в адрес НАСА вызывают бесконечные задержки с развертыванием международной космической станции и удорожание ее стоимости почти до ста миллиардов долларов. Конгрессмены считают, что только по вине россиян вместо экономии средств они потерпели убыток до трех миллиардов долларов. Большие нарекания вызывают и многие другие неудачи и задержки, преследующие разработки новых перспективных воздушно-космических аппаратов. Вдобавок ко всему, 21 марта этого года во время наземных вибрационных испытаний в Лаборатории реактивных двигателей НАСА в Пасадене был сильно поврежден космический аппарат для исследований солнечного ветра, и его запуск также пришлось отложить до 2001 года. Несмотря на удачные запуски носителей легкого класса "Пегас", "Таурус" и "Афина", далеко не все благополучно с "Титанами" и новыми мощными "Дельта-3".

12 марта уже при втором коммерческом старте потерпел неудачу "Зенит-3SL", стартовавший с международной плавучей платформы "Одиссей", а 17 марта консорциум "Иридиум", возглавляемый американской фирмой Моторола, вынужден был объявить о своем банкротстве и прекращении коммерческого обслуживания клиентов только что созданной сети сотовой связи. После провала программы "Иридиум" стоимостью в 6 миллиардов долларов на орбите без дела осталась целая группировка из 66 спутников связи...

Старт ракеты-носителя "Великий поход-2Ф" с космическим кораблем "Жэнчжень".

В последние годы Арианспейс осуществляет примерно половину всех коммерческих запусков. Недавно вступил в строй новый "Ариан-5", приходящий на смену заслуженному "Ариану-4". Международный консорциум "Старсем" недавно осуществил успешные летные испытания ракеты-носителя "Союз-Фрегат" с новым разгонным блоком многократного включения. В июне и июле этого года она должна вывести на орбиты две пары научных спутников "Кластер-2" для исследований магнитосферы Земли, основные экземпляры которых были потеряны в 1996 году при первом испытательном пуске "Ариана-5". С апреля на борту "Мира" вновь продолжит работу экипаж, а на июль намечен старт "Протона" с уже заждавшимся на Земле служебным модулем "Звезда". После ноябрьского успешного полета космического корабля "Жэнчжень", созданного при техническом содействии россиян, китайцы почти готовы вывести на орбиту своего первого тайконавта...

Вот на таком, весьма пестром фоне несомненных успехов и временных неудач, на рубеже двух веков, словно на перепутье, живет и развивается мировая космонавтика, неотъемлемая часть повседневной жизнедеятельности современного человечества.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+95+1