Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2250) 7 апреля 2000 г.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ

Репортаж
П.Бондаренко
и В.Новикова.

В дни весенних школьных каникул, 25 и 26 марта, Объединенный Институт геологии, геофизики и минералогии СО РАН при содействии Ученого совета по проблемам образования Президиума СО РАН, Новосибирского государственного университета и Специального учебно-научного центра при НГУ провели традиционную 26-ю Сибирскую геологическую Олимпиаду.

Несмотря на уменьшение регионального охвата (не представлены города Средней Азии и Казахстана) на нынешнюю Олимпиаду прибыли 160 учеников из 14 городов Сибири и Урала: Екатеринбурга, Ревды, Тюмени, Челябинска, Читы, Красноярска, Кемерова, Барнаула, Прокопьевска и поселков Акташ и Ребриха (Алтайский край).

Новосибирск представлен командами 130-й школы (рук. Кулинич Елена Викторовна), 125-й школы (рук. Мирошниченко Юлия Михайловна и Чубарева Наталья Георгиевна) Советского района и школы 21 Дзержинского района (рук. Гречищева Валентина Николаевна), общей численностью 62 человека.

Количество иногородних участников этой олимпиады превысило обычные нормы, хотя традиционные команды из Иркутска, Якутска, Магадана, Новокузнецка отсутствовали. Ребята присылали письменные работы из Лесосибирска и даже с Сахалина (Углегорск).

Геологическая олимпиада, организованная еще в 1968 г. членом-корреспондентом АН СССР И.Лучицким и зав. геологическим музеем городского Дворца пионеров С.Стромом, из мероприятия городского масштаба превратилась в региональную Сибирскую олимпиаду, ставшую важнейшей формой профориентационной работы со школьной молодежью и подготовки геологических кадров для производства и научных учреждений. За тридцать лет Сибирская олимпиада проэкзаменовала свыше 2000 учащихся Сибири, Урала, Средней Азии, Забайкалья и Приморья. Из них более половины получили рекомендации к поступлению на геологические факультеты и, мы уверены, что они плодотворно трудятся на ниве геологической науки и производства нашей страны.

Для организации и проведения Олимпиады создается общеорганизационная комиссия (председатель комиссии и Оргкомитета, доктор геол.-мин. наук П.Бондаренко), которая задолго до открытия Олимпиады, проводит работу с руководителями школьных команд различных городов; конкурсная комиссия жюри очного тура (председатель -- доктор геол.-мин.наук А.Изох), организуется накануне открытия Олимпиады по специальностям: общегеологической (канд. геол.-мин. наук В.Благовидов), геологии нефти и газа (доктор геол.-мин. наук В.Москвин); минералогической (доктор геол-мин. наук Г.Лепезин); палеонтологической (канд. геол.-мин. наук Б.Шурыгин); геофизической (академик С.Гольдин).

На торжественном открытии 26-й Сибирской олимпиады-2000 в конференц-зале ОИГГМ, переполненном юными геологами, их руководителями и членами жюри, выступили с приветствиями, добрыми напутствиями и освещением главных проблем геологической науки генеральный директор Объединенного института геологии, геофизики и минералогии, Председатель Сибирского отделения РАН, академик Н.Добрецов, ректор НГУ чл.-корр. Н.Диканский, директор Института геологии нефти и газа академик А.Конторович, директор СУНЦ НГУ (бывш. ФМШ) чл.-корр. РАН А.Никитин.

На основании собеседований и оценок письменных работ конкурсная комиссия присудила дипломы разных степеней:

По 5--7 классам -- диплом 1-й степени Михаилу Пушкареву (г.Новосибирск, шк. 130), дипломы 2-й степени Кире Ивановской (г.Красноярск, шк. 20), Александру Ананьеву (г.Барнаул, шк. 40); дипломы 3-й степени -- Нине Каргаполовой (г.Новосибирск, шк. 130); Дине Тарасевич (г.Красноярск, шк.20); Михаилу Усольцеву (Новосибирск, шк. 21).

По 8--9 классам: диплом 1-й степени -- Ивану Блинову (Челябинск, шк. 64); дипломы 2-й степени получили ученики Красноярска и Челябинска,; дипломы 3-й степени получили ученики Красноярска, Челябинска и Барнаула.

По 10--11 классам -- диплом 1-й степени получила Елена Тарасова (Челябинск, шк. 19); дипломы 2-й и 3-й степени присуждены ученикам из Челябинска, Кемерово, Ревды, Красноярска, Барнаула и Челябинска.

Общую характеристику письменных работ дал председатель конкурсного жюри доктор геол.-мин.наук М.Мазуров:

-- На конкурс поступило 134 сочинения учащихся 5--11 классов из разных городов. По 5--6-м классам диплом 1-й степени одержал Владислав Дульцев (Новосибирск, шк. 130), дипломы 2-й степени также получили новосибирцы -- Дмитрий Карасенко (шк. 130) и Елена Дуда (шк. 21), дипломы 3-й степени получила пятиклассники шк. 130 (Новосибирск) Анна Бородина и Иван Ерофеев.

По 8--9 классам дипломы всех степеней получили учащиеся из Красноярска, Ревды, Читы, Кемерово, пос. Казаковский промысел.

По 10--11 классам новосибирцам достались только два диплома 3-й степени: Оксане Сивопляк (шк.125) и Алле Малеевой (православное училище, 11 кл).

Младшеклассники, занимающиеся в геологических кружках, представили рефераты о любимых минералах и драгоценных камнях, а также интересные обзоры о полезных ископаемых родных мест, о геологических процессах на суше и в морских глубинах. Ребята, впервые побывавшие в геологических маршрутах или экскурсиях на рудниках, прислали отчеты -- описания сделанных ими находок минералов и окаменелостей (остатков древних организмов). Более солидно выглядят работы старшеклассников: тут и исследования по палеонтологии, минералогии, петрографии и результаты совместных с наставниками наблюдений о проявлениях вечной мерзлоты, развитии оврагов, об изменениях окружающей среды и здоровья человека в районах извлечения и переработки минерального сырья, угля, нефти и газа ( "Геологические процессы, опасные для человечества", "Тайны третьей планеты", "Бродячие континенты", "Споры о происхождении нефти" и др.). Со свойственным юным исследователям максимализмом опровергаются старые и предлагаются свои гипотезы о движении материков и плит, о происхождении нашей планеты, ее оболочек, о развитии на ней растительного, животного и минерального царства. Разнообразна и форма представленных материалов: от нескольких страничек с собственными рисунками и стихотворными строчками до солидных монографических отчетов с картами, фотографиями и почти законченными оригинальными статями.

По мнению председателя конкурсного жюри доктора геол.-мин. наук А.Изоха, в этом году в олимпиаде участвовали традиционно сильные команды из Челябинска, Ревды, Красноярска, Читы и Барнаула. Впервые приехали школьники из п. Акташ Республики Алтай и п. Ребриха Алтайского края. Поскольку одной из целей Олимпиады является агитация выпускников для поступления на геолого-геофизический факультет НГУ, то особенно радует тот факт, что увеличилось количество участников из различных школ г. Новосибирска. В этом году хорошие команды выставили школы 130, 125 и 21.

Ребята показали хорошее знание геологических дисциплин: минералогии, палеонтологии, петрографии. Многие из них принимали непосредственное участие в летних полевых экспедициях, писали самостоятельные работы. В то же время ощущается слабое знание школьниками географии, что связано с недостаточным вниманием к этому предмету во многих школах.

В состав жюри, оценивающего уровень знаний, умение применить их в необычной обстановке и оригинальность мышления, входили сотрудники Объединенного института геологии, геофизики и минералогии, преподаватели ГГФ НГУ, а также студенты, магистранты и аспиранты. Многие из них раньше сами принимали участие в подобных Олимпиадах.

Одной из секций старшеклассников руководил академик, директор Института геофизики С.Гольдин, который постоянно принимает активное участие в работе Олимпиад. Пришли оценить уровень подготовки школьников и ветераны -- профессор Ю.Щербаков и доктор г.-м. н. Г.Фрадкин.

Сергей Гольдин, член жюри Геологической олимпиады, директор Института геофизики СО РАН, академик:

-- Что дает участие в геологической олимпиаде для члена жюри? Только ли одну потерю времени? Конечно, согревает мысль, что ты участвуешь в процессе приобщения молодежи к наукам о Земле и привлечения абитуриентов к поступлению на ГГФ.

Нет, не только это! С детьми интересно. Я бы рискнул сказать, что они живее и смелее наших студентов. Правда, это касается только определенной -- наиболее активной части школьников. Интересно, что доля активных участников уменьшается в старших группах в сравнении с младшими. Младшие все и все знают. В группе старших на 30 человек только 7--9 активных. Это сравнение можно продолжить и дальше, распространив его на студентов университета, среди активных всегда есть победители прошлых олимпиад. Именно студенты наименее активны. В чем причина?

Может быть, действительно, нужно больше знать, чтоб понимать, как мало мы знаем? Может быть повышается критическое отношение к собственным знаниям? А может быть, что-то есть неправильное в нашей системе обучения, что давит на старшекласников и студентов и делает их поведение менее свободным, чем, например, в западных университетах? Что же еще дает Олимпиада для организаторов и членов жюри?

Ответы школьников это, в некотором смысле, есть зеркало общественного отношения к наукам о Земле, которые мы, будучи заслоненными профессиональными рамками, совсем не чувствуем. Из года в год отличаются школьники из одних и тех же городов Сибири и Урала, связанных с горнорудной промышленностью. А вот нефтяные центры выделяются в гораздо меньшей степени. В то же время видим, что интерес к геологии очень устойчив. Среди активных участников много таких, которые каждый год фигурируют среди победителей, и кто-то из них попадает на ГГФ, и эта страсть не покидает человека и дальше.

Интерес школьников к различным направления геологии не постоянен. Например, когда в одной из групп мы разбили школьников на подгруппы согласно тематике письменных работ, то число написавших работы по собственно геологии (палеонтология, структурная геология и т. п.) оказалось очень небольшим, но зато очень большой была группа проявивших интерес к геохимии и экологии.

Если говорить об активных ребятах, то, как правило, они почти всегда универсалы. Они готовы отвечать на вопросы по любым темам, хотя ответы не всегда конкретны. Но и среди них есть те, кто обладает глубокими знаниями по многим конкретным вопросам. Мне кажется, что среди пассивных ребят больше тех, кто увлекается чем-то одним и они ждут, когда же будет тот вопрос, который они хорошо знают.

Наверное, если бы их попросили высказаться на вольную тему, круг реальных соискателей на звание победителей был бы много шире. Но и без этого школьников, которые очень понравились своими ответами было много больше, чем оказавшихся победителями. Я думаю, что ребятам было интересно пообщаться с представителями большой науки, слушать их замечания и объяснения, посетить крупнейший в Сибири геологический музей, походить по городку ученых. Безусловно, Олимпиада была большим событием в жизни каждого из них, что и есть главный ее итог.

По решению конкурсного жюри ученикам выпускных классов, принявшим активное участие а Олимпиаде, будут вручены письма-рекомендации к поступлению на геологические факультеты вузов, а также приглашения к поступлению в НГУ на геолого-геофизический факультет.

Оргкомитет выразил благодарности руководителям школьных команд-участниц Олимпиады, отметив их поощрительными призами, а также поблагодарил руководителей местных отделов народного образования и геологических предприятий, обеспечивших участие команд в XXVI Сибирской геологической олимпиаде.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+95+1