Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2251) 14 апреля 2000 г.

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ...

Денис Корнилов,
сотрудник Института угля и углехимии СО РАН.
г. Кемерово

Продолжаем разговор на тему: "Легко ли быть молодым в науке?"
("НВС", N 8'2000)

Для сохранения научного потенциала Сибирского отделения РАН и объединения молодых ученых в рамках научных подразделений и центров Президиум СО РАН в конце прошлого года принял решение о воссоздании Советов научной молодежи. Нынешним академикам и докторам деятельность Советов молодых ученых памятна по студенческим и аспирантским годам. Именно они, ученые старшего поколения, предложили сегодня молодым объединиться в Советы, чтобы сообща искать решения профессиональных и социальных задач и, как говорится, не пропасть поодиночке.

Одним из первых в Сибирском отделении такой Совет появился в Кемеровском научном центре, где среди молодых сотрудников много аспирантов. Так, в аспирантуре Института угля и углехимии сейчас обучается 37 человек, из них 29 сотрудников в очной аспирантуре.

В прошлом году три аспиранта института защитили кандидатские диссертации до срока окончания аспирантуры, четверо молодых ученых до 35 лет защитились сразу после окончания аспирантуры ИУУ, один сотрудник защитил докторскую диссертацию до 40 лет, 11 человек -- выпускников аспирантуры -- работают в институте в настоящее время.

С 1999 года по настоящее время пятнадцать аспирантов Института являются стипендиатами администрации Кемеровской области.

О том, что уже удалось сделать молодым и что еще предстоит рассказывает Роман Замараев -- председатель Совета молодых ученых Кемеровского научного центра.

Р.Замараев -- ведущий программист Лаборатории моделирования систем и процессов угледобычи Института угля и углехимии СО РАН, после окончания Кузбасского государственного технического университета в 1996 году был принят в аспирантуру Института угля и углехимии и в сентябре прошлого года защитил кандидатскую диссертацию.

Сфера его научных интересов -- мониторинг и диагностика машин и механизмов.

-- Роман, как появился на свет Совет научной молодежи Кемеровского научного центра?

-- Несомненно, сигналом к возрождению Советов научной молодежи послужило Постановление Президиума СО РАН. Пожалуй, здесь мы имеем тот случай, когда инициатива руководства существенно опередила естественный процесс самоорганизации молодых ученых. А в том, что в нашем научном центре Совет был создан одним из первых по Сибирскому отделению, большая заслуга принадлежит член-корреспонденту РАН Г.Грицко -- председателю Президиума Кемеровского научного центра СО РАН, директору Института угля и углехимии СО РАН. Его активная и принципиальная позиция, направленная на всемерную поддержку молодых ученых и реанимацию молодежного движения, не позволила застояться, помогла преодолеть инертность всех научных сотрудников, не только молодых.

Значительную организационно-техническую помощь в проведении первых собраний нам оказали Президиум научного центра и дирекция института. Нельзя не отметить постоянную заинтересованность в делах молодых соискателей и аспирантов доктора технических наук, профессора Власенко Бориса Васильевича -- ученого-секретаря Диссертационного совета Д 003.57.01 ИУУ СО РАН. В целом хотелось бы отметить, что активность и энтузиазм молодых во многом определяется активностью и энтузиазмом ведущих ученых.

Нельзя сказать, что все получалось. Первое собрание было самым многочисленным и самым сумбурным, многие приняли происходящее за очередную парадную акцию. Все отвыкли от таких некоммерческих и неадминистративных форм общения и отстаивания своих интересов. Дополнительные трудности создал разброс научных направлений. Так на сегодня Совет научной молодежи объединяет молодых ученых, аспирантов, инженеров всех подразделений Кемеровского научного центра: Института угля и углехимии СО РАН, Отдела иммунологии рака при Президиуме КемНЦ СО РАН, Филиала ЦСБС СО РАН "Кузбасский ботанический сад", Кузбасской региональной лаборатории теплофизики ИТ СО РАН, Лаборатории геоэкологических и водных проблем КемНЦ СО РАН и ИВЭП СО РАН, Кузбасской лаборатории археологии и этнографии ОИФФ СО РАН и КемГУ. Многие замкнуты на задачах своих лабораторий и плохо осведомлены о происходящем у соседей.

Общая численность молодых сотрудников составляет 70 человек.

-- Чем обусловлена необходимость создания Советов и достаточно высокий интерес к ним?

-- Согласно Постановлению Президиума СО РАН основная задача Советов научной молодежи "...способствовать скорейшему профессиональному росту молодых ученых...". Мне кажется, что необходимость именно скорейшего роста вызвана серьезными нарушениями в возрастной структуре научно-исследовательских институтов. Во время своеобразного "безвременья " произошел сильный отток из науки тех, кто сейчас были бы "старыми" кандидатами и "молодыми" докторами. На себе чувствую этот провал, свое колоссальное отставание в научном весе и авторитете от своих старших коллег. Заполнить как можно быстрее этот вакуум, сохранить научные школы -- вот по всей видимости основная цель СНУ.

Для молодых же ученых это движение становится шансом решить проблемы с публикациями своих работ, проведением конференций и семинаров, шансом найти материальную поддержку для интересных проектов и конкурсов.

Здесь я сознательно обхожу социально-экономические вопросы. На мой взгляд они должны попадать в поле зрения Советов в последнюю очередь, иначе это грозит для них перерастанием в профсоюзы "для тех кому до...".

-- В таком случае, как быть с утверждением, что таланты предпочитают творить в одиночестве и не выносить на суд общественности свои трудности? В этой связи возникает вопрос: не стали ли членами Совета лишь молодые исполнители, не способные к творческой работе, пытающиеся решить свои житейские проблемы за счет объединения?

-- Действительно, в науке больше принято красноречиво молчать, нежели громко озвучивать свои трудности, но одиночество, несомненно, вещь пагубная, ведущая к застою. По второй части вопроса хотелось бы заметить, что самому Постановлению едва ли полгода. Советы не набрали еще достаточных сил, чтобы стать инструментом извлечения личной выгоды. Может через несколько лет? Сейчас, если кто-то захочет сделать себе через Совет карьеру, то ему придется работать по-настоящему, да еще и ждать, пока у института появятся средства.

-- А какие-нибудь достижения уже есть? Или ближайшие планы?

-- В апреле состоится сессия Кемеровского научного центра, в ее рамках готовится проведение конференции молодых ученых, тематика которой не ограничена -- каждый может представить доклад или сообщение по самым необычным проблемам.

В планах Совета выпуск сборника работ молодых ученых и своеобразного пособия соискателю, в котором были бы систематизированы все требования и правила представления и защиты кандидатских диссертаций, приведены формы необходимых документов и т.п. Если это удастся, то на следующий год планы будут значительно шире.

-- Какие конкурсы и конференции для молодых ученых проводятся на более высоком уровне, например, в Сибирском отделении?

-- В прошлом и в этом году были объявлены конкурсы работ и конкурсы-экспертизы проектов молодых ученых Сибирского отделения. Научная молодежь центра приняла в них участие, хотя довольно скромное. Причина этого, на мой взгляд -- неверие в свои силы. По моему мнению существует очень большая проблема корректной оценки работ молодых ученых. Любая премия молодому -- это по большей части аванс в развивающийся талант. Как определить, где работа самого молодого таланта, умудрившегося изобрести пусть и "велосипед", но свой, а где работа прилежного исполнителя, вышедшего из-под именитого научного руководителя, из известной лаборатории крупного института? С другой стороны, децентрализация таких конкурсов грозит падением уровня работ и раздачей по принципу очередности.

-- Каким видится будущее Советов научной молодежи?

-- Все зависит от нас самих. Но, если увеличится финансирование науки, или она сможет зарабатывать сама, появятся деньги на новое оборудование и проекты, если прежде всего "старые" ученые осознают необходимость работы с молодежью, а не будут спокойно взирать, как они барахтаются со своими мелкими, на их взгляд, проблемами, тогда шансов, что Советы не останутся только на бумаге будет значительно больше.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+96+1