БЕЛОРУСЫ В СИБИРИ
Ю.Гончаров, доцент кафедры отечественной истории досоветского
периода АГУ, кандидат исторических наук.
Под таким названием недавно вышла книга, подготовленная в рамках
проекта сотрудничества Национальной Академией наук Белоруссии и
Сибирского отделения РАН. Ответственными редакторами ее стали
директор Института истории СО РАН доктор исторических наук В.Ламин
и директор Института истории НАНБ доктор исторических наук
Н.Сташкевич.
История белорусско-русского сотрудничества насчитывает не одно
столетие, но впервые в науке появилась книга, посвященная
белорусской диаспоре в Сибири от XVII в. до наших дней. Книга
состоит из Введения и шести очерков по различным проблемам этой
истории.
Во введении ответственные редакторы, говоря о важности изучения
данной проблемы, подчеркивают два новых момента, которые
позволяют рассматривать историю белорусской миграции в Сибирь под
новым углом зрения. Новизна этих моментов заключается прежде
всего в том, что впервые история белорусской миграции в Сибирь
рассматривается в контексте великих мировых колонизационных
движений XVI--XVII вв., когда "миграционные процессы, прежде
замкнутые территориями западноевропейских стран, в первой
четверти XVI в. приобрели характер глобальных" (с.3). Второй
важный момент заключается в том, что авторы сборника отошли от
привычного подхода кто на кого влиял больше или меньше, а
постарались взглянуть на данный процесс под углом формирования
единой сибирской общности, которая, хотя и носила название
"русской", но представляла сплав самых различных народов разных
по языку, культуре и по вере: тут были и собственно русские и
белорусы, татары и аборигены Сибири и "немцы", поляки и греки и
даже "черный арап".
Первая статья принадлежит белорусскому историку Р.Лященко,
посвященная белорусам-переселенцам в Сибирь в конце XVI--XVII вв.
Основываясь на богатом источниковом материале, автор приходит к
убедительному выводу о том, что "в основе переселения из Беларуси
в Сибирь ... лежало усиление феодального гнета, экономический и
политический упадок в Речи Посполитой, национально-религиозные
гонения", а также "политика побуждения к переселению со стороны
русского правительства" и "военные столкновения между Россией и
Речью Посполитой" (с.18).
Во второй статье Д.Резуна и И.Соколовского "О "литве" в Сибири
XVII в." сделана попытка определения конкретного числа белорусов
на русской казачьей службе в Сибири. Дело в том, что сибирские
приказные документы того времени не знают такого термина как
"белорус", "белорусец", а оперируют понятиями "литва", "казаки
литовского списка", куда попадали все выходцы из Центральной и
Западной Европы, а порой даже и представители аборигенного
населения Сибири. Поэтому они предприняли попытку выявления
конкретных людей среди сибирских казаков, в отношении которых
можно было твердо установить территориальную принадлежность места
выхода или рождения. Именно этому служит именной указатель,
включающий в себя 242 биографии "литовских" казаков и сынов
боярских, многие из которых внесли значительный вклад в дело
присоединения и освоения Сибири в XVII в.
В следующей статье Г.А.Бочановой "Выходцы из Белоруссии в Сибири
во второй половине XIX -- начале XX в." рассматриваются сложные и
неоднозначные вопросы миграции и расселения белорусского
населения на сибирской земле. Работа снабжена 10 статистическим
таблицами, которые конкретно показывают эти процессы на разных
территориях Сибири, характер белорусской миграции. Автор пришла к
обсонованному выводу, что "подавляющая часть переселенцев оседала
в сельской местности, занималась земледелием, и лишь
незначительное количество мигрантов определялось на жительство в
городской черте" (с.85).
В статье Е.Фурсовой речь идет о традиционно-бытовых особенностях
культуры белорусов-переселенцев конца XIX -- нач. XX вв. по
материалам этнографических экспедиций, которые проходили по
территории Новосибирского Приобья. Здесь в основном селились
переселенцы из Могилевской и Витебской губерний. По разработанной
детальной программе этнографы сумели восстановить некоторые черты
хозяйственных занятий и промыслов; традиций питания и состава
посуды; особенностей календарных праздников; отдельных черт
мифологии и верований; семейные традиции и обряды; свадебные
обычаи и крестины; похоронные обычаи и обряды. Другая
этнографическая статья Ф.Болонева посвящена выяснению
белорусско-украинских элементов в духовной культуре "семейских"
Забайкалья.
Вопросы истории советского периода рассматриваются в работе
белорусского историка Л.М.Лыча "Национально-культурное
строительство в БССР и белорусская диаспора Сибири" в 1920-е --
первой половине 1930-х гг. Автор убедительно показывает, что
условия жизни белорусской диаспоры зависели не только от
обстановки в Сибири, но и напрямую были связаны с особенностями
национально-культурного строительства в самой Белоруссии того
времени.
Вышедшая книга -- это только первый шаг на большом пути вяснения
творческого содружества белорусов и сибиряков в историческом
прошлом. Такие исследования необходимы не только белорусам, но и
нам сибирякам, которые сегодня все чаще задумываются казалось бы,
над простым вопросом: кто мы такие? Или просто "сколок" с
русского жителя Подмосковья, верного холопа царя-батюшки или все
же сибиряки -- это новый сплав слаянских и аборигенных сибирских
народов, имеющий свою ментальность и культуру...
стр.
|