Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2252) 21 апреля 2000 г.

БЕЛОРУСЫ В СИБИРИ

Ю.Гончаров,
доцент кафедры отечественной истории
досоветского периода АГУ,
кандидат исторических наук.

Под таким названием недавно вышла книга, подготовленная в рамках проекта сотрудничества Национальной Академией наук Белоруссии и Сибирского отделения РАН. Ответственными редакторами ее стали директор Института истории СО РАН доктор исторических наук В.Ламин и директор Института истории НАНБ доктор исторических наук Н.Сташкевич.

История белорусско-русского сотрудничества насчитывает не одно столетие, но впервые в науке появилась книга, посвященная белорусской диаспоре в Сибири от XVII в. до наших дней. Книга состоит из Введения и шести очерков по различным проблемам этой истории.

Во введении ответственные редакторы, говоря о важности изучения данной проблемы, подчеркивают два новых момента, которые позволяют рассматривать историю белорусской миграции в Сибирь под новым углом зрения. Новизна этих моментов заключается прежде всего в том, что впервые история белорусской миграции в Сибирь рассматривается в контексте великих мировых колонизационных движений XVI--XVII вв., когда "миграционные процессы, прежде замкнутые территориями западноевропейских стран, в первой четверти XVI в. приобрели характер глобальных" (с.3). Второй важный момент заключается в том, что авторы сборника отошли от привычного подхода кто на кого влиял больше или меньше, а постарались взглянуть на данный процесс под углом формирования единой сибирской общности, которая, хотя и носила название "русской", но представляла сплав самых различных народов разных по языку, культуре и по вере: тут были и собственно русские и белорусы, татары и аборигены Сибири и "немцы", поляки и греки и даже "черный арап".

Первая статья принадлежит белорусскому историку Р.Лященко, посвященная белорусам-переселенцам в Сибирь в конце XVI--XVII вв. Основываясь на богатом источниковом материале, автор приходит к убедительному выводу о том, что "в основе переселения из Беларуси в Сибирь ... лежало усиление феодального гнета, экономический и политический упадок в Речи Посполитой, национально-религиозные гонения", а также "политика побуждения к переселению со стороны русского правительства" и "военные столкновения между Россией и Речью Посполитой" (с.18).

Во второй статье Д.Резуна и И.Соколовского "О "литве" в Сибири XVII в." сделана попытка определения конкретного числа белорусов на русской казачьей службе в Сибири. Дело в том, что сибирские приказные документы того времени не знают такого термина как "белорус", "белорусец", а оперируют понятиями "литва", "казаки литовского списка", куда попадали все выходцы из Центральной и Западной Европы, а порой даже и представители аборигенного населения Сибири. Поэтому они предприняли попытку выявления конкретных людей среди сибирских казаков, в отношении которых можно было твердо установить территориальную принадлежность места выхода или рождения. Именно этому служит именной указатель, включающий в себя 242 биографии "литовских" казаков и сынов боярских, многие из которых внесли значительный вклад в дело присоединения и освоения Сибири в XVII в.

В следующей статье Г.А.Бочановой "Выходцы из Белоруссии в Сибири во второй половине XIX -- начале XX в." рассматриваются сложные и неоднозначные вопросы миграции и расселения белорусского населения на сибирской земле. Работа снабжена 10 статистическим таблицами, которые конкретно показывают эти процессы на разных территориях Сибири, характер белорусской миграции. Автор пришла к обсонованному выводу, что "подавляющая часть переселенцев оседала в сельской местности, занималась земледелием, и лишь незначительное количество мигрантов определялось на жительство в городской черте" (с.85).

В статье Е.Фурсовой речь идет о традиционно-бытовых особенностях культуры белорусов-переселенцев конца XIX -- нач. XX вв. по материалам этнографических экспедиций, которые проходили по территории Новосибирского Приобья. Здесь в основном селились переселенцы из Могилевской и Витебской губерний. По разработанной детальной программе этнографы сумели восстановить некоторые черты хозяйственных занятий и промыслов; традиций питания и состава посуды; особенностей календарных праздников; отдельных черт мифологии и верований; семейные традиции и обряды; свадебные обычаи и крестины; похоронные обычаи и обряды. Другая этнографическая статья Ф.Болонева посвящена выяснению белорусско-украинских элементов в духовной культуре "семейских" Забайкалья.

Вопросы истории советского периода рассматриваются в работе белорусского историка Л.М.Лыча "Национально-культурное строительство в БССР и белорусская диаспора Сибири" в 1920-е -- первой половине 1930-х гг. Автор убедительно показывает, что условия жизни белорусской диаспоры зависели не только от обстановки в Сибири, но и напрямую были связаны с особенностями национально-культурного строительства в самой Белоруссии того времени.

Вышедшая книга -- это только первый шаг на большом пути вяснения творческого содружества белорусов и сибиряков в историческом прошлом. Такие исследования необходимы не только белорусам, но и нам сибирякам, которые сегодня все чаще задумываются казалось бы, над простым вопросом: кто мы такие? Или просто "сколок" с русского жителя Подмосковья, верного холопа царя-батюшки или все же сибиряки -- это новый сплав слаянских и аборигенных сибирских народов, имеющий свою ментальность и культуру...

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+97+1