«Наука в Сибири»
№ 47 (2233)
3 декабря 1999 г.

КАК УПРАВЛЯТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, КОГДА ЭКОНОМИКА в КРИЗИСЕ

Постоянным читателям нашей газеты известно, что по инициативе ИЭиОПП СО РАН еще в 1983 г. была создана организация, объединившая директоров предприятий и научных сотрудников, под названием Клуб директоров. С тех пор Клуб (его сегодняшнее название -- Международный клуб директоров, МКД) регулярно, 2 раза в год заседает в разных городах СНГ, и раз в 2 года проводит международные конференции. Последняя такая конференция, девятая, проведена в этом году в Новосибирске. В Клубе принято после конференций издавать сборники их трудов.

Мы решили представить нашим читателям последний сборник: "Особенности управления предприятием в кризисных условиях". В нем выступили и научные сотрудники, и директора промышленных предприятий, и руководители администраций Новосибирской области и Новосибирска. Надеемся, интересующиеся соответствующей проблемой -- а это большинство среди наших читателей -- с пользой для себя прочтут подборку выдержек из некоторых материалов сборника, подготовленную его редакторами кандидатами экономических наук В.Речиным и Л.Сергеевой. Всего сборник содержит 40 материалов. Авторы некоторых из них выступят у нас с самостоятельными статьями.

А.Аганбегян, академик, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, президент МКД
Финансовый кризис 17 августа 1998 г.: как мы к нему пришли, его последствия и выводы для директоров предприятий

Главная особенность нашего последнего финансово-экономического кризиса -- он произошел на фоне существовавшего и до этого, не преодоленного кризиса. Если бы мы начали последовательный переход к рынку в 1989 г., сегодня картина у нас была бы совершенно иной.

Чтобы по-настоящему войти в рыночную экономику, нам надо решить две большие группы задач. 1-я группа -- перейти к равновесной в научном понимании, т.е. недефицитной, экономике. На это требуется примерно 40 шагов. Можно считать, что половину из них мы сделали. Еще половина -- это рынок земли, рынок недвижимости, настоящий рынок акций, формирование межбанковского и инвестиционного рынков.

2-я группа задач (на нее я отвожу 60 шагов) -- это создание рыночного механизма, который толкал бы экономику вперед. Здесь мы совсем почти не продвинулись. У нас нет нормальной частной собственности как мощного стимула развития. Даже среди негосударственных собственников половина неэффективные, то есть такие, которые не могут эффективно распорядиться собственностью -- извлекать из нее устойчивый доход. Собственники у нас образовались не рыночным путем, а через бумажки типа ваучеров. Я не считаю ваучерную приватизацию настоящей, это было скорее разгосударствление. Оно не ставило задачу сформировать реальных собственников, и поэтому основная масса собственников не могла быть эффективной. Требуется в перспективе провести приватизацию неэффективной собственности по рыночным ценам.

Существующая система заработной платы досталась нам в наследство от советской власти. Зарплата, например, совершенно не предусматривает того, чтобы за нее можно купить жилье: как бы считается, что жилье, как и раньше, нам бесплатно дается. Даже министр при его большой, как нам кажется, зарплате за всю жизнь не сможет купить в Москве 2-комнатную квартиру. При нашей зарплате нельзя обеспечить страховку по здоровью, нельзя перейти к накопительному принципу формирования пенсий и многое другое нельзя. Государство у нас на 70% дотирует жилье, на 90% оплачивает здравоохранение, платит всю пенсию. А денег для этого у него нет и не может быть в принципе. За все в основном должны платить отдельные граждане. Но для этого у них должна быть другая зарплата. Сейчас 70--80% ее расходуется на питание и промтовары. Ни в одной другой стране с рыночной экономикой такого нет. Там минимум 25% от зарплаты составляет подоходный налог, минимум 25% тратится на оплату жилья, минимум 5% -- на будущую пенсию, 5% -- на медицинскую страховку; "на жизнь" остается 25--30%. Нужно провести реформу заработной платы, увеличив ее в 2,5--3 раза, в несколько этапов.

Хозяйственный механизм нужен России (и другим странам бывшего СССР) совсем другой, чем тот, который имеют западные страны. У нас он должен быть более стимулирующим. В мире есть примеры перехода к такому стимулирующему хозяйственному механизму. Так, Испания после Франко была отсталой страной. Сейчас там ВВП на душу населения 16 тыс. дол., у нас -- около 3 тыс. (если считать не по курсу рубля, а по нормальному паритету цен). Мы по этому показателю находимся где-то рядом с Тунисом. Нам нужно разработать такой хозяйственный механизм, который позволил бы обеспечить темпы прироста в 8--10% в год.

Если у кого еще остаются надежды на помощь правительства, то призываю отказаться от этой иллюзии. Не будет заметного снижения налогов, пошлин и других выплат предприятий государству. Возможности правительства, бюджет страны, необходимость погасить огромные внешние и внутренние долги, -- все это не дает оснований ожидать ничего хорошего сверху. В современной ситуации не следует рассчитывать и на иностранные инвестиции. Как и раньше, только в еще большей мере, надо рассчитывать лишь на собственные силы. В России есть тысячи способов в законном порядке зарабатывать деньги. Надо эти способы использовать.

В.Кулешов, академик, директор ИЭиОПП СО РАН, вице--президент МКД
Экономика Сибири: дрейф в море российского кризиса или экономический маневр?

Если исходить из того, что Сибирь -- экономическая система макрорегионального уровня, а её контрагент по внешним связям -- окружающая среда, то можно выделить (пользуясь языком общей теории систем) два типа сотрудничества. Первый -- пассивная адаптация (изменение системы под воздействием окружающей среды). Второй -- активная адаптация (изменение окружающей среды под воздействием системы). Возможен и третий путь -- нейтральная ситуация, когда имеет место некий паритет интересов (вопрос: в течение какого периода времени он сохранится?).

В случае пассивной адаптации восточные регионы РФ рискуют попасть в жесткую экономическую зависимость, прежде всего от стран АзиатскоТихоокеанского региона -- АТР (их население превышает половину населения земли, они производят около 50% мирового ВВП) и превратиться в их сырьевой придаток (последовательно "проедая" свои не воспроизводимые ресурсы). Реализация принципов активной адаптации при нынешнем состоянии экономики РФ, ее международном статусе и т.п. -- из области фантастики. Остается только третий путь -- отстаивание своих интересов. Для этого требуется немало:

-- активная государственная политика по отношению к окружающей среде (прежде всего ее восточного сегмента; что бы не говорилось -- на Европу приходится около 70% экспорта и 80% импорта РФ);

-- активная позиция Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) и ассоциации "Дальний Восток" в отношении укрепления межрегиональных связей (при развитии нынешней ситуации они будут продолжать ослабевать);

-- совместная политика субъектов Федерации, расположенных на территории Сибири, в деле повышения роли в проведении реконструкции промышленности региона (включая конверсию предприятий ВПК) на средства, получаемые от расширения внешнеэкономической деятельности;

-- сохранение "командных высот" -- науки, высокотехнологичных производств и системы воспроизводства кадров для них;

-- освоение рынка наукоемкой продукции в страны АТР, прежде всего в Китай (по имеющимся данным, доля машин, оборудования и транспортных средств составляют около 40% всего экспорта РФ в КНР) и т.п.

Точка перелома (или, как сейчас называют, точка бифуркации) по прогнозам правительства, неправительственных организаций (аналитических центров) и других переносится за 2005 г. (имеются в виду темпы прироста ВВП более 5% в год).

Таким образом, выход на уровень конца 80-х гг. (по загрузке производственных мощностей) может быть достигнут во 2-м десятилетии XXI века.

В.Федоров, вице-губернатор Новосибирской области
Рынок сегодня ничего не регулирует: нужны мощные рычаги управления.

Областная администрация должна заниматься прежде всего бюджетом области. В 1998 г. он был выполнен всего на 60%, т.е. мы недополучили 40% средств, на которые рассчитывали. Можно сказать, утеряна экономическая безопасность. Экономика сейчас остро дефицитна, и дефицитность растет. Хотя некоторые и сегодня продолжают утверждать, что при рыночных отношениях дефицитности не должно быть. На самом деле экономика очень сильно разбалансирована.

При этом совершенно ясно, что ни Москва, ни заграница нам не помогут -- у них другие цели. У сменяющихся правительств есть одно общее: они не только не помогают регионам восстановить промышленный потенциал, но, как бы сговорившись, вводят новые и новые законы и постановления, тормозящие развитие промышленности и экономики в целом.

Экономику, в первую очередь промышленность, нужно регулировать, регулировать государственным органам и регулировать достаточно сильно. Не отменяя действия у нас товарно-денежных отношений, частную собственность, не возвращаясь к директивно-плановому управлению в полном объеме.

У нас можно хоть сегодня объявлять банкротами более 90% всех промышленных предприятий области. В других областях и краях похожая картина, если строго следовать букве закона о банкротствах. Механизм банкротства нужно использовать очень осторожно -- только после расчетов, что другого пути нет. Необходимо в развитие закона о банкротствах предусмотреть процедуру реструктуризации задолженности предприятий--банкротов, процедуру проведения структурных преобразований на таких предприятиях.

Иллюзии, что, как только мы полностью перейдем к рынку, последний все проблемы промышленности автоматически решит, остались позади. Переболели этой детской болезнью, и сейчас те, кто не зашорен политически, не позволят себе продолжать придерживаться этого ошибочного теоретического вывода. Рынок рынком, но отдавать ему все управление, бросить вожжи нельзя. Так, замечу, во всем мире. И чем последовательнее мы будем преодолевать недавнюю болезнь, тем быстрее вылечимся и тем быстрее поднимем на ноги нашу лежащую промышленность.

Важнейшие элементы нашей программы поддержки промышленности -- это: формирование аналитического центра, благодаря которому мы можем видеть все основные процессы, происходящие в экономике; всеобщее кодирование промышленной продукции; создание Совета по проблемам промышленности при губернаторе области; создание областного Фонда восстановления промышленности; введение порядка стимулирования инвестиционной активности; борьба с теневой экономикой; перераспределение доходов предприятий, в первую очередь естественных монополий; существенное сокращение числа посредников между производителями и потребителями товаров; регулирование процесса банкротства предприятий; формирование своего корпуса арбитражных управляющих; выделение отраслей, которым будет уделено особое внимание, которые больше других будут способствовать подъему промышленности в целом; первые среди них -- строительство и производство строительных материалов и фармацевтическая промышленность.

Поддерживать будем и малый бизнес. Он решает многие проблемы, которые не решает крупная промышленность. К тому же обеспечивает занятость, что очень важно в условиях растущей безработицы. Промышленность сократила общее число занятых в ней больше чем на 200 тыс. человек; большинство ушло в малый бизнес. А мы по сей день продолжаем делать все, чтобы загубить этот бизнес, -- через множество инспекций, ограничений, запретов.

Для инициирования деловой активности, особенно в инвестиционном направлении, областная администрация разработала проекты 4 законов: об инвестиционной поддержке промышленности; о поддержке производства экспортной продукции; о поддержке участников областного заказа; о создании своей оффшорной зоны.

В.Толоконский, мэр Новосибирска
Нам нужен прирост промышленного производства 30--50% в год, несколько лет подряд.

Завершая выполнение сложнейшей для местной власти задачи, мы приняли в муниципальный фонд жилищный фонд и социальную сферу предприятий Новосибирска. Всего нам передали 8 млн квадратных метров жилья -- это целый город. Но при этом, опять же с взглядом на будущее, мы не ставили задачу все забрать. Часть жилья остается у предприятий -- чтобы была возможность поддерживать традиции производственного коллектива и чтобы люди "держались за заводскую трубу".

У нас есть профилактории, есть большие парки культуры, которые работают рентабельно и не требуют особых дотаций. Их не надо передавать городу. Но все то, что требовало больших дотаций, то, что приносило ущерб воспроизводственному процессу, мы приняли на городской бюджет -- без особых экономических условий, без компенсаций и без какого-либо участия федерального бюджета. Но, к сожалению, от производства мы не получили серьезного прироста доходов в налоговом плане, поэтому на этот год ставим другую задачу: увеличить вклад производства в городской бюджет через прямое влияние на производственный процесс.

Мы хотим воспользоваться имеющимися возможностями для стимулирования производства. На многих наших предприятиях из-за недостатка оборотных средств сдерживается выпуск продукции -- востребованной, хорошо реализуемой продукции, которая может быть представлена на внутреннем и внешнем рынках, особенно в условиях, возникших после августа 1998 года. Реализационные возможности изменились, они существенно улучшились для многих промышленных предприятий, и поэтому мы стараемся оборотные средства предприятий пополнить -- за счет того, чтобы жизненно необходимые городу ресурсы: топливо, энергия и т.д. (всего таких ресурсов 6 видов), -- мы максимально приобретали не по прямым расчетам с газовиками, шахтерами, а опосредованно, через промышленные предприятия Новосибирска. Тогда последние будут иметь возможность не только увеличить свою налоговую базу, но и получать и бюджетный заказ, бюджетные "живые деньги", на которые будут выпускать хорошо реализуемую продукцию.

Без государственной политики, без совершенствования налоговой системы хозяйствования, без совершенствования экспортно-импортного регулирования, без еще многих актов законодательного плана, которые формируют экономическую политику, серьезно помочь промышленности невозможно.

Мы не имеем права сегодня ставить задачу прирастать промышленности на 3--5% в год. Нам надо прирастать на 30--50%, и несколько лет подряд -- только так можно сохранить нашу промышленность. 3--5% прироста -- это сегодня окончательное и бесповоротное разрушение промышленного потенциала страны.

ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ

В этом разделе 9 статей директоров предприятий. Но есть материалы, в которых представлены позиции большинства участников конференции. Это -- результаты анкетного опроса, который предшествовал конференции, и результаты деловой игры, проведенной на самой конференции.

В анкетном опросе интересны ответы на следующие вопросы. Когда начался кризис экономики страны? Только один из 30 респондентов ведет отсчет с августа 1998 г. Большинство директоров предприятий -- с 1991--92 гг., т.е. связывают начало кризиса с распадом Советского Союза. Больше трети полагают, что все началось до 1991 г., остальные ставят разные другие даты.

70% участников опроса ожидают, что закончится экономический кризис не ранее, чем через 5 лет (треть -- через 10 лет или позже). При этом никто не считает, что его предприятие в ближайшие годы прекратит свое существование. Можно утверждать: практически все (оговоримся: представленные в МКД) приспособились к нашей ненормальной экономической ситуации. И просят в основном: не устраивайте только новых кризисов.

Вместе с тем около половины директоров считают, что нынешний экономический кризис -- системный, поэтому нужно менять сложившуюся экономическую (некоторые добавляли -- и политическую) систему.

Непосредственно на работе предприятий сказываются такие проявления кризиса, как угроза неспровоцированного банкротства и низкая безопасность бизнеса, а также создание более благоприятных условий для иностранного товаропроизводителя в ущерб отечественному, потеря сырьевой базы, шире -- разрыв установленных ранее хозяйственных связей, и др.

Много претензий и даже негодования по поводу отсутствия у правительства промышленной политики.

С другой стороны, упреки самим себе -- руководителям промышленных предприятий и производственным коллективам:

-- "острое нежелание ряда директоров предприятий понять и принять существующую ситуацию",

-- нет квалифицированных современно мыслящих менеджеров на предприятиях (и в банках),

-- неподготовленность большой части производственных коллективов к работе в кризисных условиях.

В том же русле и такие высказывания:

-- потребительское отношение большинства работников к работе -- из-за несвоевременной оплаты труда и высокой инфляции;

-- непонимание основной массой народа социально-экономической ситуации в стране, прежде всего из-за "совкового" толкования экономического кризиса большинством СМИ.

На просьбу назвать главные отличия управления предприятием в кризисных условиях от управления в нормальных условиях предложено много различных признаков отличия. Чаще других повторялись две особенности:

-- необходимость (неизбежность) в этих условиях авторитарного стиля управления, ужесточение требований ко всей управленческой команде;

-- необходимость (неизбежность) реактивного стиля управления, т.е. резкое падение значения стратегического управления. Крайняя точка зрения: каждый день решать проблемы только в интересах сегодняшнего выживания предприятия, заключать лишь краткосрочные договоры.

Для публикации о деловой игре, проведенной на конференции, наибольший интерес представляют коллективные рекомендации, выработанные всеми участниками деловой игры: директорами предприятий, научными сотрудниками и др., по проблеме особенности управления предприятием в кризисных условиях. Рекомендации собраны в 6 групп -- решения: системные и маркетинговые, структурные, организационные, финансовые, кадровые, другие решения и рекомендации. Приведем здесь 8 рекомендаций из 16 в группе "Системные и маркетинговые решения":

1. Цели предприятия -- это первое, о чем должен думать 1-й руководитель: кораблю, который не знает, в какую идет гавань, ни один ветер не будет попутным.

2. Изучить возможность по косвенному участию в импортозамещении и экспорте, в т.ч. производить продукцию и услуги для экспортеров, и для производителей импортозамещающей продукции. Например, АО "Новосибирский оловянный комбинат" воспользовался благоприятной конъюнктурой и начал поставлять свою продукцию для ВАЗа и ГАЗа, Магнитогорского металлургического комбината и др. АО "Станкосиб" освоил производство бензоколонок, хотя до этого специализировался на выпуске станков.

3. Среди рыночных ниш, возникших после кризиса августа 1998 г., -- оказание услуг по ремонту импортного оборудования (включая производство запасных частей для него) -- его много эксплуатируется на наших предприятиях. Нужно помочь решить возникшую проблему.

4. Надо оценить свои собственные вложения: уйти с рынка легко, вернуться -- очень трудно. Поэтому надо удерживать некоторые рынки даже себе в убыток. Например, Новосибирский оловянный комбинат до августа 1998 г. производил припои себе в убыток, но держал рыночную нишу. Сейчас это окупило себя многократно: комбинат возместил все прошлые потери, стал получать на этом продукте хорошую прибыль.

5. По оценкам, до 25% рыночной ниши, которую занимали так называемые челноки, вполне можно заместить отечественными товарами. Нужно изучить ассортимент этих товаров и заняться их производством.

6. Зачастую импортные товары пользуются спросом по причине яркой упаковки и "раскрученности" торговой марки. Опыт некоторых наших предприятий показывает, что достаточно расфасовать продукты в красивую и удобную тару, чтобы можно было увеличить цену на 20--30%. Имеет смысл (как это сделало АО "Фарфор Вербилок") организовать свое производство упаковки.

7. Обратить внимание на возможность экспорта в Иран и Ирак. С одной стороны, эти страны ограничены в контактах с западными странами (санкции), настроены против США -- следовательно, для нас там более благоприятные возможности. С другой стороны, уровень нашей продукции (по качеству) вполне соответствует условиям этих стран (они не предъявляют особых требований к качеству и дизайну изделий).

8. На внутреннем рынке предлагается сделать упор на дешевые товары. Так, опыт работы АО "Барнаульский пивзавод" показывает, что дешевые сорта пива пользуются хорошим спросом, и здесь есть резервы для увеличения объемов продаж.

стр.