«Наука в Сибири»
№ 40 (2426)
17 октября 2003 г.

УЧИТЬСЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ КЛАССНЫМ ХИМИКОМ

В золотые осенние деньки (29 сентября — 3 октября) в пансионате на берегу Обского моря работала молодежная научная школа «Актуальные проблемы органической химии».

Л. Юдина,
«НВС»

Молодежные школы химиков-органиков имеют давнюю традицию. Первые проходили в конце 60-х годов, потом десятилетия на полтора прервались. В настоящее время их организуют попеременно то в Новосибирске, то в Екатеринбурге.

Иллюстрация

Характерная особенность школ — с годами они все больше приобретают междисциплинарный характер, на них читаются лекции, посвященные проблемам катализа, биоорганической химии, физическим методам исследования, проблемам экономики органического синтеза.

В Новосибирск приехали ученики из одиннадцати городов России. В учителя по традиции выбираются специалисты самые-самые: известные, любимые, умеющие не просто изложить научный материал, а преподнести его красиво, ярко, доходчиво. Четырнадцать приглашенных лекторов, ученых с именем — из Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Томска рассказывали об общих и функционально ориентированных методах органического синтеза, методах установления строения молекул и изучения механизмов органических реакций, исследовании свойств органических веществ, создании материалов на их основе и т.д.

Иллюстрация

В течение пяти дней, с утра до вечера, шли занятия. Устные доклады — их прочитано семнадцать, стендовых сообщений — шестьдесят шесть, вопросы, дискуссии. Ученики были активны и любознательны, учителя — доброжелательны и терпеливы. Как в любой другой школе для оценки знаний ребятам была предложена контрольная работа — сложные олимпиадные задачи, а победители затем были названы и награждены.

Отличительная особенность школ молодых химиков в Новосибирске — разнообразие программы, включающей, помимо уроков, дискуссии на общезначимые темы, интеллектуальные игры, спортивные мероприятия и т.д.

На нынешней школе прошла довольно острая и содержательная дискуссия «Молодежь и наука». На эту тему рассуждают достаточно часто. Она включает в себя множество острых углов, аспектов, которые обязательно следует принимать во внимание, чтобы обеспечить будущее нашей науки.

Вкратце содержание дискуссии можно свести к следующим постулатам. Сегодня многие молодые стремятся поехать за границу, чтобы там отшлифовать свою квалификацию и, конечно, заработать. Кто-то возвращается, другие — остаются. Работа в своей стране связана со многими сложностями (низкие зарплаты, отсутствие жилья и т.д.). Но главное — молодые хотят действовать в условиях уважения к личности, оставлять за собой право выбора. И не стоит, по их мнению, осуждать молодых за желание поработать за рубежом — наука интернациональна.

Иллюстрация

Представители старшего поколения с пониманием отнеслись к заботам молодежи. Суть вопроса не в том — уезжать или оставаться. Да, хорошо стажироваться в крепких, известных лабораториях мира, но не стоит строить особо радужных планов — там тоже свои проблемы.

Наука, конечно, интернациональна, но ведь следует принимать во внимание тот факт, что на обучение одного студента у нас в стране тратятся огромные деньги.

И еще одно. Большинство из тех, кто остался за пределами Родины, все равно не стал там своим (частенько в России был звездой, а на новом месте как бы потускнел). Да и приехать обратно зачастую бывает сложно, ибо место, на которое рассчитывал, уже занято — подросли те, кто работал когда-то рядом.

Иллюстрация

Участники дискуссии сошлись во мнении, что следует стараться здесь, в России, создавать соответствующие условия для эффективной научной работы молодых.

Как заметил ведущий дискуссию профессор К. Кочетков из Института элементоорганических соединений РАН (г. Москва), сославшись на высказывание одного известного ученого, наукой занимается тот, в ком есть гены альтруизма. В учениках школы, сделал вывод Константин Александрович, они, безусловно, присутствуют. Это главное.

В разговоре приняли участие многие «учителя»: В. Ненайденко, С. Иоффе, М. Юровская из Москвы, М. Юсубов из Томска, Ю. Моржерин из Екатеринбурга, Е. Третьяков из Новосибирска.

Проведенная в Новосибирске школа молодых ученых «Актуальные проблемы органической химии», безусловно, укрепила веру молодых в силу и мощь науки. Самые хорошие впечатления от школы остались у всех ее участников — и учеников, и учителей. По традиции приводим некоторые из высказываний.

Говорят участники конференции

Максим ГРЕК, курсант Саратовского военного института радиационно-химической и биологической защиты, г. Саратов:

— Я студент четвертого курса. На конференции такого уровня впервые, прежде участвовал только в городских да институтских мероприятиях.

На школе выступил с докладом «Физико-химическая активация реакций утилизации хлорацетофенонов». Слушали с интересом, задавали вопросы.

Проблемой занимаюсь со второго курса. Она весьма актуальна, связана с утилизацией отравляющих веществ. Научному коллективу, состоящему из студентов и преподавателей (мой научный руководитель Н. Сотников) удалось утилизировать хлорацетофенон, то есть не просто уничтожить его, а преобразовать в полезный продукт, лекарственное вещество. Была разработана методика утилизации хлорацетофенона на одном из предприятий в Саратовской области, занимающемся уничтожением веществ кожно-взрывного действия. Предположительно в 2005 году там и начнется утилизация хлорацетофенона по нашей методике.

Марина ЮРОВСКАЯ, профессор МГУ, Москва:

— Я сюда прямо из Харькова, с конференции по азотистым гетероциклам. По времени эти два мероприятия совпали полностью, потому в Новосибирск несколько опоздала, прилетела только к своему докладу.

— Какую задачу поставили перед вами организаторы школы?

— Рассказать молодежи о новых интересных аспектах органической химии, представить материал, который пока еще трудно найти в научной литературе.

— Слушателей просто захватила ваша лекция о фуллеренах!

— О, это чрезвычайно увлекательная химия, новое перспективное направление. фуллеренам всего десять лет от роду, многое в данной области еще только познается, и подобные лекции расширяют кругозор молодых.

— фуллерены предполагается использовать в разных областях?

— Их возможности уникальны и широки. фуллерены выходят на область электрофизики, на оптические приборы. Это и модифицированные полимерные материалы, хроматографические носители и лекарственные препараты. То есть, синтезированные вещества сегодня стали доступны в макроколичествах. Химики, как говорится, попробовали поработать с ними, и остановиться уже не могут. Результаты получают просто поразительные!

— Вы говорили, что фуллерены обязательно послужат и медицине?

— Они перспективны в борьбе с ВИЧ-инфекциями, нейродегенеративными и инфекционными заболеваниями.

— А помните вопрос, который вызвал оживление аудитории — как же можно такую непомерно большую химическую цепочку заключить в маленькую лекарственную таблетку?

— Ну, это не проблема. Смысл заключается не в размере молекулы, а в эффективности ее действия.

Коллектив авторов МГУ подготовил солидную монографию о фуллеренах, в ближайшее время она должна выйти.

— Марина Абрамовна, каково ваше мнение о нынешней молодежи? Ведь вы много общаетесь со студентами, с молодыми учеными.

— Мнение самое доброе. Хорошее подрастает поколение. Ребята целеустремленные, заинтересованные в получении знаний. Изменились жизненные требования, и молодые хотят им соответствовать. Среди них очень много альтруистов.

— Вокруг осмотреться успели? Как вам школа в обрамлении золотой осени?

— Прилетела я ночью, а утром глянула в окно — туман поднимается. Вышла, огляделась — рядом море. Красота! Спустилась, посидела на берегу. В обед — снова к морю. Думаю, близость моря и живописная природа весьма благотворно сказываются на работе молодежной школы.

Ася ШПИРТ, выпускница Высшего химического колледжа, г. Москва:

— В научных конференциях участвовала с первого курса. Обязательное правило обучения в колледже — приобщение к научной работе. Ежегодные конференции организовывал для нас Институт органической химии РАН.

Я сделала для себя очень важное открытие. Прежде мне казалось, что кроме как в Москве никто по-настоящему не занимается органической химией, а так — только в игрушки играют. Теперь вижу — в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, там, где я побывала, очень интересная химия!

На школе узнала еще много любопытного для себя. Нам прочитали такие удивительные лекции, и, наверное, еще будет их немало, ведь мы работали только три дня. Запомнился рассказ К. Кочеткова о стереоселективных методах получения органических веществ, С. Иоффе — «Алифатические нитросоединения. Третье пришествие в органический синтез». С огромным вниманием все слушали М. Мошкина — «Летучие органические вещества и запаховая индивидуальность млекопитающих».

А еще меня поразило здесь отношение к ученикам. Встретили нас поздно вечером, хотя самолет задержался, привезли в пансионат, и все дни окружают заботой и вниманием. Все просто замечательно!

Юрий МОРЖЕРИН, кандидат химических наук, Екатеринбург:

— С 98-го года состою в оргкомитетах молодежных научных школ. У каждой из них свои особенности. В Новосибирске всегда нравится то, что собираются люди со всей страны и в довольно большом количестве. Ведь как часто бывает: проходит где-то молодежная научная школа, число участников, скажем, сто, из них восемьдесят — местных… Здесь все наоборот. Как-то удается привлечь молодых ученых из разных мест. И докладчики проверенные, все они не первый раз приезжают, все зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Алексей Васильевич Ткачев, например, уже, наверное, школах на пяти с интересными лекциями выступал.

Всегда нестандартно проводят в Новосибирске школьную олимпиаду, да и вообще в сравнении с другими химическими школами эта всегда проходит на порядок выше.

Ольга БУРЧАК, ученый секретарь школы, г. Новосибирск:

— Школа — это, прежде всего, общение. Именно в дискуссиях во время стендовых сессий, в кулуарных разговорах, на неформальных встречах люди раскрываются, как никогда, а родившаяся здесь дружба скрепляется затем годами общения.

Многие из «школьников» учатся в провинциальных вузах, никогда не слышали классных лекторов — московских, санкт-петербургских, наших. А среди них есть просто потрясающие мастера! Например, Марина Абрамовна Юровская буквально завораживает слушателей. Помнится, как-то на одной из школ из ее уст прозвучала фраза, что индол — это некоронованный король в среде гетероциклических соединений. И я как-то сразу прониклась огромным уважением к индолам и занимаюсь ими с большим вдохновением.

Потом, в ходе школ легче решать практические вопросы. Выясняется, кому и каких химических веществ не хватает, у кого можно разжиться необходимыми реактивами. Тут же договариваются об обмене, ну и так далее. В результате все способствует дальнейшей плодотворной работе.

«Школьники» говорят, им понравилось у нас. Произвели на них впечатление обращенные к ним на открытии слова председателя оргкомитета, заместителя директора Новосибирского института органической химии, профессора А. Ткачева, директора НИОХ В. Григорьева, проректора НГУ Н. Дулеповой. И картина, когда на сцене выстроились все лектора в «академических» головных уборах. И подъем флага с эмблемой конференции. И вечера, наполненные мероприятиями для души.

Оргкомитет, который начинал работу рано утром, а заканчивал поздно вечером, очень старался, чтобы каждому участнику было у нас хорошо.

Фото В. Новикова.

стр. 2