«Наука в Сибири»
№ 23-24 (2558-2559)
8 июня 2006 г.

АКАДЕМИК ВАЛЕНТИН КОПТЮГ
И КОНЦЕПЦИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Р. Исмагилов,
кандидат физико-математических наук

«Или будет спасен весь мир,
или погибнет вся цивилизация»

Морис Стронг, ген. секр. Конференции ООН
по окружающей среде и развитию
(Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.)

«Я задаю себе вопрос — сумеем ли мы предотвратить превращение мира во всеохватывающий рынок, где господствует закон сильного, где главной целью является получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки, где спекуляция за несколько часов сводит на нет плоды труда миллионов людей и подвергает опасности результаты таких переговоров, как эти? <...> Я спрашиваю себя — не отдаем ли мы будущие поколения игре этих слепых сил? Сумеем ли мы создать международный порядок, основанный на прогрессе и прежде всего на социальном прогрессе?»

Франсуа Миттеран, президент Франции
(из речи на Всемирном Форуме
на высшем уровне в интересах
социального развития, Копенгаген,
март 1995 г.)


В 2000 г. ученые Сибири и вся научная общественность России (а также и всего бывшего СССР) отметили 100-летие со дня рождения основателя и первого председателя Сибирского отделения Академии наук СССР, выдающегося ученого и гражданина Михаила Алексеевича Лаврентьева. Жизнь  М. А. Лаврентьева охватила большой и сложный период времени — период революций, мировых войн, но и период великих свершений.

Главное дело его жизни — создание Большой науки в Сибири — Сибирского отделения, 50-летие которого будет отмечать вся научная (и не только научная) общественность страны через год.

Иллюстрация

Академик  В. А. Коптюг значительно моложе М. А. Лаврентьева: в 2006 г. мы отмечаем его 75-летие, но, к сожалению, уже более девяти лет его нет с нами. В. А. Коптюг, как и М. А. Лаврентьев, был председателем Сибирского отделения 17 лет. На его долю досталось другое время. Если «Век Лаврентьева» — это создание и становление Сибирского отделения, то «Эпоха Коптюга» — его дальнейшее развитие.

Из всей его многогранной научной, организаторской и общественной деятельности мы остановимся лишь на одном направлении: роли В. А. Коптюга в создании, развитии и пропаганде Концепции устойчивого развития.

С 3 по 14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Эта конференция явилась серьезной вехой на пути осознания человечеством грозящей цивилизации катастрофы, если ее развитие в XXI веке будет идти теми же путями, что и в веке XX-ом. Значение конференции подчеркивается уровнем ее проведения: из 179 стран, принявших в ней участие, 114 были представлены главами государств и правительств. Такого масштабного форума в истории человечества до этого не было.

Уже в августе 1992 г. Валентин Афанасьевич, член делегации РФ, подготовил и выпустил информационный обзор «Конференция ООН по окружающей среде и развитию» (издание Сибирского отделения РАН).

Во вступлении к этому обзору В. А. Коптюг писал: «Конференция констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель признана ведущей к катастрофе, и в связи с этим провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением жизненных основных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Если человечество не сделает этого, то его ждет катастрофа. Совершить революционный переход к новому партнерскому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество, как подчеркивалось на Конференции, сможет только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут всемерно ему содействовать».

Согласно последним результатам исследований можно утверждать, что природная система Земли сейчас находится в точке бифуркации. Меняется структура климата, а вслед за ней и природные условия во многих регионах планеты.

В соответствии с теорией катастроф в точках бифуркации любая сложная система проходит так называемый адаптационный период, выявляющий и определяющий параметры, которые обеспечивают системе новое стабильное состояние. Сложность же данного периода в том, что характерное время изменения параметров системы резко сокращается.

Все это требует адаптации мирового сообщества к глобальным изменениям природной среды, необходимости перестройки сложившейся системы управления и изменения многих социальных парадигм и ценностей общественного развития. Поэтому можно сказать, что те основные идеи и задачи, которые пропагандировал и ставил академик В. А. Коптюг, актуальны и должны быть востребованы, тем более, что за последние годы в России уровень значимости проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов резко снизился.

Академик  В. А. Коптюг потратил много сил, чтобы обратить внимание общественности на то, что конференция в Рио-де-Жанейро была посвящена отнюдь не только проблемам окружающей среды, но триаде «социальное развитие, экономическое развитие и экология».

Необходимо отметить, что одновременно с конференцией ООН в Рио-де-Жанейро проходил Форум неправительственных организаций. Около 10 тысяч представителей, различных общественных и экологических движений собрались для обсуждения тех же вопросов. Они также пришли к выводу, что только сбалансированность в упомянутых трех сферах может вывести человечество из тупика. Вот что сформулировали неправительственные движения в итоге: экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню. Но экология без экономического развития закрепляет нищету. Только в совокупности можно рассматривать и решать эти вопросы, обеспечивая устойчивое развитие цивилизации.

Что же такое концепция устойчивого развития? Под устойчивым развитием понимается такая модель развития общества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений. В рамках этой концепции высшей ценностью провозглашается человек, который должен иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Как неоднократно подчеркивал В. А. Коптюг, главное в концепции устойчивого развития — примат духовных ценностей над материальными. Он приводил слова К. Маркса: «Чем отличается человек от животных? Животное хочет то, что ему необходимо, а человек стремится к тому, что хочет. Вот эта ненасытная жажда иметь и то, и другое, и третье — большая беда человека». Вот почему, когда речь шла о концепции устойчивого развития, все время подчеркивалось — если цивилизация в целом, общество каждой страны, правительства и хозяйствующие субъекты не осознают пагубность такого пути развития, катастрофы не избежать, как социальной, так и экологической. Вот данные из материалов ООН (В.А. Коптюг приводит данные на 1996 год): на 80 % населения мира приходится примерно 17 % мирового дохода, то есть примерно в пять раз меньше, чем на 20% наиболее богатых. Отсюда следует, что если пытаться осуществить социальное равенство в мире за счет увеличения доходов бедных, то для 80 % населения надо поднять доход почти в пять раз, а эта часть населения сама в четыре раза больше. В итоге надо поднять производство и потребление на всей планете примерно в 20 раз. С учетом роста населения этот показатель увеличивается. Возможно ли это? Если не решать эти социальные проблемы, цивилизации грозит взрыв конфликтов между странами и внутри стран.

Другой комплекс проблем — экологический. Так, с 1860 года наблюдается непрерывный рост средней температуры воздуха. Какова здесь доля природных флуктуаций и антропогенной компоненты? Спор идет о количественном соотношении, но все сходятся в том, что в последние десятилетия средняя температура воздуха значительно возросла, а доля антропогенной компоненты относительно велика. Хотя рост температуры сравнительно небольшой (десятые доли градуса), эффект от него может быть тяжелым и необратимым: таяние ледников в горах и полярных льдов, повышение уровня Мирового океана, изменение климата на территории практически всех стран.

Есть официальная статистика, в соответствии с которой США с 1980 по 1990 гг. выбрасывали ежегодно 270 млн тонн токсичных твердых веществ на свалки, в моря, куда угодно. Европа и остальной мир в сумме — около 70 млн тонн. А если сопоставить использование природных ресурсов и интегральное загрязнение, то США, имея всего 5 % населения, используют почти 40 % всех природных ресурсов Земли и являются более чем на 40 % загрязнителем нашей планеты. То есть максимально загрязняет окружающую среду тот, кто максимально использует природные ресурсы и имеет максимальные доходы.

Давно известны также свидетельства разрушения и даже уничтожения части живой природы в результате деятельности человека. Например, популяции диких животных, птиц и насекомых резко сокращаются по мере роста численности населения. Если плотность населения составляет 294 человека на 1 квадратный километр, то сохраняется половина видового разнообразия. Но как только плотность населения увеличивается до 1900-2000 человек, остается всего 15 % видового разнообразия. Темпы вымирания животных и растений за единицу времени превзошли все расчетные данные за любой отрезок геологического времени последних 500 млн лет. Ни одно живое существо столь активно не вмешивалось в процессы биосферы, как это делает человек в наше время, производя в огромных объемах соединения, которые присутствовали в биосферах прошлого в ничтожных количествах.

Разрушение природной базы развития начинается тогда, когда человечество превышает хозяйственную емкость биосферы. Предел потребления человечеством продукции биосферы был превышен еще в 60-х годах ХХ века. К этому времени и были отмечены крупные разрушения экосистем. За последние 30 лет число природных катастроф возросло в 3-4 раза. В них погибло свыше 4 млн, а пострадало около 4,5 млрд человек. В 2001 году 1,1 млрд человек на Земле испытывали недостаток в чистой питьевой воде, и от этого умирало свыше 5 млн. человек в год (больше половины из них — дети). Этот процесс будет в будущем еще более усугубляться.

Соотношение доходов богатых людей и беднейших слоев населения Земли выросло с 13:1 в 1960 году до 60:1 в 1990 году и 74:1 в 1997 году. В настоящее время, по некоторым данным, оно еще более увеличилось и достигло 82:1. Около 800 млн человек в мире ежедневно голодает. А между тем из ежедневно «прокручиваемого» в банках мира триллиона долларов только одна десятая часть непосредственно связана с обслуживанием производства и потребления. Остальные воспроизводят сами себя. За последние 10-15 лет мир не изменил идеологию своего развития — идеологию достижения успеха любыми средствами и получения сверхприбыли за счет эксплуатации природы. Однако большинство населения планеты, в том числе и население России, с такой экономической политикой не согласны. В этом смысле интересны результаты, которые приводит М. Горшков. На вопрос, какие общенациональные идеи поддерживают россияне, был получен следующий ответ: повышение качества жизни поставили на первое место 54 % в 1998 году и 60 % — в 2004 году, а создание эффективной рыночной экономики поддерживали 20,9 % в 1998 году и только 15,5 % — в 2004 году. Однако экономическая наука в настоящее время не предлагает ничего, кроме рыночной системы, широкое распространение которой с сопутствующей ей моралью и обусловило современный социально-экономический кризис.

Из всех моделей и форм построения гармонического общества, а именно так можно рассматривать устойчивое развитие, его концепция наиболее проработана с научной точки зрения. Более того, сама парадигма появилась в определенной степени как результат научных исследований, хотя именно научно-технический прогресс стал источником проблем, вставших перед человечеством. Роль науки в становлении парадигмы устойчивого развития В. А. Коптюг определял следующим образом: «Наука должна обеспечить более глубокое понимание глобальных проблем человечества и нахождения путей их решения…». Наука участвует в реализации принципов устойчивого развития через новые знания, которые используются в развитии четырех направлений: 1) образование, просвещение; 2) культура, мировоззрение; 3) природа, общество, человек; 4) производительные силы. Воплощение знаний в продукты, действия, услуги осуществляется через внедренческие структуры, которые могут иметь различные формы. Развитие системы наука-общество возможно лишь при наличии обратной связи, посредством которой наука получает от общества необходимую моральную, материальную и другие поддержки.

На конференции в Рио-де-Жанейро наряду с другими документами была принята «Повестка дня на ХХI век», в основу которой положена идея устойчивого развития. Но уже на конференции ООН в Киото говорилось, что решение многих проблем, поднятых в Рио, идет очень медленно, в том числе и «Повестки дня на ХХI век». США в 2001 году заявили о выходе из Киотского протокола 1997 года по регулированию выбросов углекислого газа и др., что существенно увеличило количество скептиков идеи устойчивого развития. Состоявшаяся в 2002 году очередная конференция ООН в Йоханнесбурге не раскрыла новой глобальной экономической перспективы и многими специалистами была расценена как провал идеи устойчивого развития. Воистину шаг вперед — два шага назад.

Однако, есть все-таки надежда, что со временем концепция устойчивого развития будет осознана большей частью людей на планете, подавляющей частью общества каждой страны. Некоторые шаги в этом направлении все же предпринимаются. Приведем лишь один пример. Вот что говорил мэр Новосибирска  В. Городецкий в 1997 году: «В течение нескольких лет после конференции в Рио уже здесь, в Новосибирске, Валентин Афанасьевич вместе со своими соратниками развивал идеи устойчивого развития, адаптируя их к особенностям нашей страны. Мы используем результаты разработок академика Коптюга, привлекаем к сотрудничеству учеников и последователей его идей в данном направлении». 25 января 2004 года в присутствии представителей почти всех регионов и крупнейших городов России был представлен и принят «Стратегический план устойчивого развития г. Новосибирска», основанный на идеях почетного гражданина города — академика В. А. Коптюга.

Закончить статью хотелось бы словами Валентина Афанасьевича Коптюга, которыми он завершил свою лекцию перед преподавателями и студентами Новосибирского государственного университета в сентябре 1996 года: «Часто пишут, что неразработанная в деталях концепция устойчивого развития в изложении одного человека выглядит однобоко. Конечно, ее надо обсуждать, и я вам сразу сказал, что могу привести очень много причин, по которым реализовать эту концепцию будет необычайно сложно. Да, концепция устойчивого развития — это своего рода религия XXI века. Это осознанное стремление человека к такой жизни, при которой было бы разумное социальное равенство, развитая экономика и не погибла бы окружающая среда, потому что иначе человек тоже погибнет. Эта концепция вынужденная, и это должно быть осознано».

стр. 8