«Наука в Сибири»
№ 39 (2624)
11 октября 2007 г.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

В рамках российско-казахстанского форума приграничных регионов и симпозиума «Наука и образование в XXI веке» Новосибирский государственный университет провел круглый стол «Подготовка кадров высокой компетенции», в котором приняли участие представители вузов нашего города и гости из Казахстана.

Ю. Александрова, «НВС»

Видно было, что затронутая тема не нова и, очевидно, уже неоднократно обсуждалась: собравшиеся словно продолжили начатый ранее разговор — о проблемах образования в России и Казахстане, о подготовке кадров для промышленности,науки, образования, а также о перспективах взаимного сотрудничества. С приветствием к присутствующим обратился ректор НГУ проф. В. Собянин, он поздравил всех работников образовательной сферы с профессиональным праздником — Днем учителя и выразил надежду на то, что обсуждение пройдет успешно и договоренности будут достигнуты.

Иллюстрация
Заседание круглого стола в НГУ.

Председатель Совета ректоров Новосибирска проф. Н. Пустовой рассказал об уже прошедших обсуждениях, в ходе которых затрагивались вопросы научного сотрудничества и студенческого и преподавательского обмена, и о возникшей идее сотрудничества — создании Совета ректоров приграничных регионов. «Я считаю, — сказал Николай Васильевич, — что это было бы полезно для всех, потому что мы соседи по жизни». Председатель правления казахстанского Фонда науки А. Нусупова подчеркнула, что эта встреча имеет большое значение. «Думаю, — отметила она, — стоит поучиться у российских вузов и, в частности, у НГУ. Мы видим то, что хотели бы сделать в Казахстане — ведь у нас много идей, средств и желания все быстро воплотить».

Ключевым моментом круглого стола стали доклады, вокруг которых в дальнейшем и развернулась дискуссия. Первой выступила проректор Новосибирского госуниверситета по дополнительному образованию В. Маркова. В своем сообщении «Основные направления подготовки кадров высокой компетенции в НГУ» она рассказала о принципах создания Новосибирского государственного университета — важного элемента научной среды Сибирского отделения, о модели непрерывного образования и «звеньях» системы формирования специалистов (в том числе о бакалавриате, магистратуре). Главной составляющей этой модели является подготовка школьников через олимпиады, летние и зимние школы («Мы готовим мотивированные кадры на входе», — подчеркнула Вера Дмитриевна).

Кроме того, специфика госуниверситета — раннее вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. В. Маркова заявила, что для ответов на вызовы внешней среды университет развивает послевузовское и дополнительное высшее образование — аспирантуру, докторантуру и повышение квалификации. Вся система образования направлена на развитие компетенций, что позволяет дать студентам «широкий взгляд на жизнь», научить их расширять границы своего опыта, свои познания. «Продукт» НГУ это не только выпускники, важной составляющей являются методические и научные издания, образовательный сайт университета, на котором выкладывается много полезной информации и другие элементы.

Доклад  Е. Никитина из Инновационного Евразийского университета (Павлодар) был посвящен аспектам повышения академической мобильности преподавателей и студентов. В нем затрагивались вопросы, касающиеся образовательной системы в Казахстане (там принят новый закон об образовании, в котором магистратура выведена в систему послевузовского образования), студенческого и преподавательского обмена. Оказалось, что проблем в области вузовского сотрудничества между Россией и Казахстаном немало. Во-первых, открытым остается вопрос о взаимном признании документов об образовании и о двойных дипломах. Необходимость упрощения этой процедуры подчеркивали многие выступавшие на круглом столе. Во-вторых, как отметил Е. Никитин, преподаватели из России должны иметь право приехать почитать лекции в Казахстан и наоборот. Но трудность заключается в том, что все иностранцы — и рабочие, и профессора — попадают под категорию «иностранная рабочая сила», и получить квоту на их привлечение крайне сложно.

Шла в выступлении речь и о Болонском процессе («Он придуман Европейским Союзом, чтобы обеспечить конкурентоспособность своего высшего образования по сравнению с американским» — высказал свое мнение докладчик). «Для совместной работы с российскими вузами, для повышения академической мобильности мы предлагаем, — резюмировал Е. Никитин, — унифицировать систему зачета и перезачета дисциплин, на первом этапе, возможно, в рамках двусторонних договоров между вузами; необходимо консолидировать учебные программы и рассмотреть возможность получения двойных дипломов — ведь у нас нет языковой несовместимости».

С докладами также выступили директор Высшего колледжа информатики НГУ А. Валишев и директор физматшколы Н. Яворский. Они рассказали об истории, принципах и модели обучения в ВКИ и СУНЦ. А. Валишев представил систему непрерывного многоуровневого образования и структуру ранней профессиональной подготовки, поведал о выпускниках и студентах колледжа, примерно семь процентов которых приезжают из Республики Казахстан, а также об участии учащихся — граждан Казахстана в различных проектах. Н. Яворский в своем выступлении сделал акцент на проблемах специализированного учебно-научного центра (демографическая яма, ослабление мотивации и др.), о реформе образовании в России, едином государственном экзамене и перспективах физматшколы («Мы готовы к сотрудничеству с Казахстаном»).

Говорили в этот день о многом, но без преувеличения можно сказать, что наибольшие споры вызвало одно звено системы образования, а именно — бакалавриат. Как сделать бакалавриат полноценным? Нужен ли он российской образовательной системе? Эти и другие вопросы задавали докладчикам. Высказывались собравшиеся и «за» и «против», пока точку в споре не поставил ректор НГУ проф. В. Собянин. «Я знаю, что отношение к бакалавриату неоднозначное, — согласился он, — но в образовании, как и в медицине, надо руководствоваться принципом — не навреди!». На том и порешили, вернувшись к вопросу сотрудничества с Казахстаном.

По итогам круглого стола после совместного обсуждения были приняты два документа — меморандум и решение симпозиума. В меморандуме российская и казахстанская стороны отметили наличие сотрудничества в ряде областей науки и, опираясь на принципы дружбы и добрососедства между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, посчитали необходимым сосредоточить свои усилия на ряде направлений: совместном обучении студентов в вузах-партнерах по краткосрочным, долгосрочным и обменным образовательным программам; совместной деятельности по подготовке кадров и повышению квалификации; совместной учебно-методической работе и научной деятельности, в том числе создании совместных научных коллективов и групп; обмене профессорско-преподавательскими и научными кадрами.

Участники круглого стола предложили: ежегодно проводить рабочие совещания с участием руководителей высших учебных заведений России и Казахстана; сформировать при Совете ректоров Новосибирска Координационный совет по сотрудничеству с Казахстаном; создать единый веб-сайт высших учебных заведений; организовывать совместные студенческие и школьные олимпиады и всемерно содействовать промышленному освоению передовых научных достижений, а также установлению прямых научных контактов между заинтересованными ведомствами, областями, научно-исследовательскими организациями Казахстана и России.

Во втором принятом документе — решении — значилось: «Участники симпозиума считают необходимым создать на базе университетов, региональных университетских комплексов, учебных и научно-производственных консорциумов систему подготовки и переподготовки специалистов через целевую аспирантуру; взаимно отменить требование о прохождении переаттестации обладателей ученых степеней или признать их эквивалентность в России и Казахстане; упростить процедуру приглашения ведущих профессоров для работы по контракту».

Российско-казахстанский форум завершился, и можно с уверенностью утверждать, что стороны продемонстрировали не только языковую совместимость, но и совместимость мышления.

Фото автора.

стр. 6