«Наука в Сибири»
№ 21 (2906)
30 мая 2013 г.

ИВТ СО РАН:
НАГРАДЫ, ГРАНТЫ И,
КОНЕЧНО, ШКОЛЬНИКИ

Майская неделя с 13 по 17 число прошла в Новосибирске под знаком городских дней науки. Для большинства новосибирцев сибирскую науку олицетворяют именно Академгородок и расположенные в нем научно-исследовательские институты. От этого и высокий интерес к проводимым здесь мероприятиям.

Для Института вычислительных технологий СО РАН эти дни отмечены несколькими приятными событиями. Во-первых, институт стал лауреатом городского дня науки в номинации «Лидер инфраструктурной поддержки науки и инноваций». ИВТ с самого основания играл ведущую роль в формировании информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и Сибирского отделения РАН, и Академгородка в целом, и всего научно-образовательного комплекса города, что и было отмечено почетной наградой.

Во-вторых, по итогам городского конкурса в институте два получателя грантов мэрии Новосибирска на выполнение перспективных молодежных научно-исследовательских работ — это аспирант Алексей Забайкин с проектом «Применение алгоритмов распознавания образов и трехмерной реконструкции по RGB-D видеопоследовательности для локальной навигации слабовидящих людей» и научный сотрудник кандидат наук Виктор Монарев с проектом «Разработка и исследование методов анализа стойкости криптографических и стеганографических средств обеспечения информационной безопасности в инфокоммуникационных системах». Эти гранты показывают интерес города к информационным технологиям и их приложениям, в том числе к социально значимым проектам, веру в перспективность проводимых в СО РАН и в Институте вычислительных технологий исследований и, конечно, демонстрируют высокий уровень доверия со стороны мэрии к квалификации наших специалистов, к имеющемуся у нас научно-техническому заделу.

В третьих, стало известно, что ИВТ СО РАН победил в областном конкурсе «Надежный работодатель» по итогам 2012 года.

Но отдельной красной линией в эти дни проходила работа со школьниками — общению с ними в ходе проводимых в ИВТ специализированных мероприятий уделялось особое внимание.

В частности, школы проявляют большой интерес к Музею вычислительной техники, расположенному в ИВТ. Совет молодых ученых института, который организует и проводит мероприятия, дополняет программу посещений лекциями и экскурсией по институту. На лекциях школьники узнают и об истории вычислительной техники, и о том, для чего она создавалась, для чего используется сейчас; им рассказывают о наиболее интересных научных задачах, решаемых здесь; научная молодежь и аспиранты делятся своими впечатлениями о жизни в науке, о своих исследованиях и достижениях. Уже традиционно школьникам, помимо музейных экспонатов — первых персональных компьютеров и ноутбуков, компонентов вычислительной техники, в том числе больших вычислительных машин — показывают современный центр обработки данных, рассказывают об особенностях его технологической инфраструктуры, о системах хранения данных, устройствах для их обработки, вычислительных кластерах, телекоммуникационном оборудовании. Кроме того, школьники узнают и для чего используется это оборудование, какие задачи позволяет решать. Так, они посещают лабораторию «Центр мониторинга», где специалисты, сотрудники лаборатории рассказывают им о современных системах приема и обработки данных дистанционного зондирования Земли, в том числе о снимках из космоса, их значении для мониторинга состояния больших территорий, выявления пожаров и паводков, прогноза погоды и др. И, что особенно приятно, всегда есть ребята, у которых увиденное и услышанное вызывает неподдельный интерес, которые задают вопросы, пробуют наощупь все, до чего дотягиваются, и даже обрисовывают свои перспективы как исследователей, разработчиков, возможно, пытаясь в своих фантазиях поставить себя рядом с нами, увидеть себя решающими важные для человечества проблемы, творящими его будущее.

Соб. инф.

стр. 4