«Наука в Сибири»
№ 12 (2597)
22 марта 2007 г.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

В последний день февраля во всех средствах массовой информации прошло сообщение о подведении итогов конкурса инновационных образовательных программ учреждений высшего профессионального образования, ориентированных на внедрение инновационных программ в 2007-2008 гг. Мероприятие проводилось в рамках национального проекта «Образование».

Ю. Александрова, «НВС»

Учебные заведения Российской Федерации числом 267 — от Калининграда до Владивостока и от Якутска до Ставрополя — приняли участие в проекте, и 71 из них прошли в финал. И вот, наконец, объявлены результаты. Событие, которым новосибирцы по праву могут гордиться, поскольку в числе победителей — сорока российских вузов, отобранных на последнем этапе, — два высших учебных заведения из нашего города — НГУ и НГТУ. Как отметил на прошедшей 1 марта в Министерстве образования и науки пресс-конференции министр образования и науки А. Фурсенко, комиссия объективно рассматривала заявки участников, не было никакой дискриминации по территориальному признаку — среди финалистов есть и столичные, и региональные вузы.

Иллюстрация

Новосибирский государственный университет подавал заявку «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства», которая и победила в конкурсе. Теперь для реализации проекта госуниверситету будет выделено 930 миллионов рублей сроком на два года. С поздравлениями и вопросами газета «Наука в Сибири» обратилась к ректору НГУ члену-корреспонденту РАН Николаю ДИКАНСКОМУ.

— Николай Сергеевич, насколько я знаю, конкурс проводится уже второй раз,и оба раза НГУ принимал в нем участие?

— В 2006 году наш университет подавал заявку, вот только грант нам не дали. Конечно, следует отметить, что она была, в основном, сконцентрирована на научных исследованиях, но нам сказали, что это неправильно. Да, с точки зрения науки, проект блестящий, однако важнее было, как обозначено в национальном проекте, сосредоточиться на инновационных образовательных технологиях. Так что мы переделали заявку, как и требовалось, сделав акцент на новых образовательных технологиях — все учли, исправили, дополнили, доработали. Впрочем, идея проекта и общая направленность сохранились.

— Проект готовили «всем миром»?

— Работал весь университет — факультеты, ректорат плюс группа, непосредственно отвечающая за написание проекта. У нас была хорошая команда. Главная идея — использование наработанного опыта по интеграции науки и образования, взаимодействие университета с реальным бизнесом и развитие на этой базе новых образовательных технологий. Мы с уверенностью можем сказать, что интеграция уже продемонстрировала свою эффективность: высокий уровень подготовки студентов, постоянное обновление курсов.

В НГУ преподают более 1200 сотрудников из институтов СО РАН и СО РАМН, руководители крупных предприятий и бизнес-структур. Преподаватели университета, которые готовят тот или иной материал для лекций или практических работ, — отличные специалисты. Они непрерывно отслеживают новейшие достижения в разных областях науки, предлагают и совершенствуют курсы; регулярно издается большое количество учебников и учебно-методических пособий. Это дает свои результаты — в рейтинге университетов мира за 2005 год среди 200 лучших вузов упоминаются только два российских университета — МГУ и НГУ. Наши студенты традиционно получают стипендии Благотворительного фонда В. Потанина. По результатам прошлого года НГУ занимал в потанинском рейтинге 6 место. Вообще, в Новосибирском госуниверситете обновление идет непрерывное, мы к этому привыкли, это для нас — норма. Но в первом проекте мы это не подчеркнули, а сейчас — сделали нужные акценты.

— Нужные — это какие?

— Очень важны комплексность и системность в развитии образовательных программ при подготовке специалистов в Новосибирском государственном университете, создание новых учебных программ, авторских курсов, формирование междисциплинарных «образовательных блоков» по некоторым направлениям. Еще один существенный момент — наш грант отзывается на потребности государства. Это, прежде всего, подготовка специалистов-исследователей в области высоких технологий, информационных технологий в биомедицине и гуманитарных науках — тех направлений, что сейчас все время на слуху. Второй момент — фундаментальные знания. Академическая компонента обязательно должна сохраниться. И третье — подготовка преподавателей-исследователей. Ну и, конечно, генерация технологических знаний.

— По вашему мнению, почему НГУ на этот раз удалось победить? Что убедило комиссию в необходимости присуждения гранта?

— Во-первых, наш проект, как я уже сказал, представляет собой комплексную системную программу развития образовательного процесса в классическом университете и, во-вторых, я думаю, что он отвечает запросам нынешнего времени. Мы нацелены на создание новых учебных программ по широкому набору специальностей (10 новых магистерских программ, более 30 учебных программ и специализаций, более 50 новых и усовершенствованных учебных курсов), на формирование новой структуры образовательного процесса на основе междисциплинарного подхода. Многие вузы делали узкие проекты, например, информатизация в образовании, а мы охватываем весь спектр. В прессе его называли «амбициозным» проектом. Действительно, у нас федеральный, государственный подход, грант оказался очень объемным. Мы конечно, рисковали, но цели ставили очень четкие и понятные. Наверное, это и предопределило решение комиссии, и мы победили.

— Кроме комплексности и системности, какие еще сильные стороны проекта вы могли бы отметить?

— Предполагается развитие и распространение новых информационных технологий на всех ступенях образовательной, научной, инновационной и управленческой деятельности. Планируется создание виртуального учебного пространства, основу которого составляют инструментальные порталы подготовки и доставки электронных средств обучения, специализированные системы для видеоконференций, электронные библиотеки и хранилища учебных материалов. Мы надеемся, что это даст возможность эффективного обмена лекциями и учебным материалом с ведущими вузами России и других стран.

В рамках проекта «Инновационные образовательные программы и технологии…» предусмотрено создание мощных научно-образовательных комплексов (НОК) для обеспечения Сибирского отделения кадрами. В результате развития фундаментальных и прикладных исследований в НГУ должны появиться 9 НОК по приоритетным направлениям (науки о Земле, лазерная спектроскопия, фотоника и оптоэлектроника, наносистемы и современные материалы, информационно-коммуникационные технологии, живые системы), которые будут включать более 40 научно-исследовательских и научно-образовательных центров и лабораторий.

В Новосибирске имеется мощная база — три региональных отделения государственных академий, десятки академических институтов, сотни высокотехнологичных компаний. Это и есть наш интеллектуальный потенциал. Через какое-то время студенты и выпускники НГУ будут работать в технопарке, в разных фирмах, проходить там практику, получать новые знания. Потом они сделают свой выбор — могут остаться здесь, а могут уезжать в другие регионы, и «точки роста» возникнут в Сибири, на Дальнем Востоке и так далее. На самом деле, эта схема не нова. Когда университет создавался, мы уже тогда вышли на такую модель — решать задачу национального масштаба по подготовке специалистов-исследователей для всей Сибири. Так называемые «научные десанты» направлялись в разные города, и эту линию мы можем продолжить и сейчас, только в новом качестве.

В последнее время модель образования, реализованная в Новосибирском государственном университете совместно с институтами Сибирского отделения РАН, успешно переносится в высокотехнологичные компании, финансовую сферу. Происходит создание частно-государственной модели сетевого партнерства «образование-наука-бизнес». У нас немало партнеров как в России, так и за рубежом — ведущие университеты, компании. Мы намерены и в дальнейшем продолжать это сотрудничество, расширяя контакты и создавая структуры взаимодействия с другими странами, подготовки грантов и выдачи двойных дипломов (например, программа взаимного признания документов об образовании с Университетом Париж-11, Эколь Политекник, Эколь де Мин).

Кроме того, будет развиваться разработанная с учетом мирового опыта программа «Ориентирование и мобильность», призванная помочь молодым людям с ограниченными физическими возможностями. В НГУ уже имеется технический центр обучения этой категории студентов, созданы все условия для колясочников — доступность аудиторий, оборудование мест для их проживании в общежитии. Для выполнения программы поддержки коренных малочисленных народов созданы центры обучения и подготовки лидеров в ряде регионов РФ.

— Поддерживали ли НГУ государственные и коммерческие структуры при подготовке проекта?

— Нам оказана серьезная поддержка со стороны стратегических партнеров — СО РАН, СО РАМН, администрации Новосибирской области, институтов, предприятий, фирм и банков нашего города.

— Как собираетесь распорядиться выделенной суммой?

— Без малого миллиард рублей — это очень хороший подарок государства. В течение 20 лет в университете не было модернизации и обновления оборудования, поэтому примерно 800 млн. предполагается потратить именно на эти цели: будет проведено полное переоснащение, обновятся факультетские практикумы, оборудование, на котором делается наука. Все это вместе взятое создаст новое качество, новую базу для подготовки специалистов. Часть суммы — около 50 миллионов — думаем направить на «мобильность» преподавателей и научных сотрудников. Будем посылать их на стажировки в технопарки, другие вузы. Сейчас в этом направлении разрабатываем целую программу.

— Можно ли сказать, что с реализацией проекта начнется новый этап в развитии НГУ?

— Это действительно так. Он будет основой или предтечей для нашей заявки на создание национального исследовательского университета Фактически в проекте прописаны все направления: идея, концепция, стратегия развития. Все это связано со вторым этапом развития Новосибирского государственного университета (надеемся выйти на постановление Правительства РФ — это станет следующим шагом). Следует признать, что НГУ — небольшой университет. Поэтому надо наращивать высшую ступень образования — дополнительное образование, второе высшее, магистратуру, аспирантуру, а также увеличить вдвое численность студентов и учащихся физматшколы — где еще растить таких специалистов, как не здесь!

Сейчас в рамках национального проекта готовится новая программа по подготовке преподавателей — нужно новое поколение. Опять наступил момент, когда кадры решают все. А поскольку по концепции развития образования научная компонента в вузах будет развиваться, необходимо, чтобы преподаватели были исследователями, и времени на это следует отводить больше, чем на данный момент. Будем приглашать и преподавателей других вузов, наладим обмен с разными университетами. Я считаю, что должно быть несколько федеральных или государственных университетов, которые являются опорой страны, готовят специалистов, управленцев, т.е. тех, на ком держится вся система. Однако, помимо этого, должны быть и исследовательские университеты, которые обеспечивают высокие технологии, точные науки, медицину. Но НГУ в каком-то смысле будет вузом вузов, тем более что мы хотим получить статус национального исследовательского университета.

— Что планируете на самое ближайшее время?

— С апреля начнется выплата средств — к этому надо подготовиться. Контроль за расходованием средств будет очень строгим, каждые две недели придется посылать отчет. Недавно вернулись из Москвы — с 11 марта делегация НГУ ездила на несколько дней на специальную учебу в Министерство образования. У нас уже есть последовательный план, приоритеты, какое оборудование, куда и когда должно быть направлено, понимание того, как это будет происходить, партнеры. Словом, все расписано, но необходимо предусмотреть и некоторые детали. Мы должны получить много западного оборудования, есть уникальное, изготовленное по заказу, так что ожидается проведение тендеров, определение сроков поставки — при этом нужно уложиться в сроки, чтобы деньги не пропали.

— И к чему придете в итоге?

— Результатом осуществления проекта «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства» станет внедрение и распространение современных образовательных технологий, сохранение и развитие уникальной системы отбора и подготовки научных кадров, формирование новых научных школ, привлечение творческой молодежи. Мы будем готовить специалистов, обладающих ключевыми компетенциями, способных создавать и внедрять высокие технологии, а это, в конечном итоге, позволит России выйти на более высокий уровень в разных сферах. Необходимо использовать имеющийся интеллектуальный потенциал.

Фото В. Бякина

стр. 9