«Наука в Сибири»
№ 21 (2906)
30 мая 2013 г.

БИБЛИОТЕКА И СВЯЗЬ ВРЕМЕН

Городской день науки в ГПНТБ СО РАН.

В. Иванов, ГПНТБ СО РАН

Как известно, 16, 17 и 18 мая в Новосибирске отмечался Городской день науки. Он включал в себя мероприятия, в которых участвовали ученые, преподаватели, студенты и школьники. Проведение такого праздника носит просветительский характер, это один из способов передачи знаний новому поколению. Целый ряд мероприятий состоялся на площадке Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. Здесь прошли лекции известных специалистов, были организованы выставки литературы и презентации. Спектр вопросов и тем, обсуждаемых в стенах библиотеки, был очень широк: от истории археографии, изучения древнерусских письменных источников до проблем общественной жизни недавнего прошлого и вопросов прогнозирования рисков ближайшего будущего. Универсальная научная библиотека, пожалуй, является на сегодняшний день единственной публичной площадкой, где возможен диалог поколений. Будучи одним из крупнейших научных центров региона, ГПНТБ СО РАН предоставляет такую возможность для диалога, обеспечивает междисциплинарность в изучении различных областей науки. Объединяющим фактором здесь является общение школьников со специалистами, которое в итоге должно перейти в чтение книг — необходимый этап в становлении личности. Поскольку книга и библиотека — это универсальные модели, созданные в культуре, без них существование культуры и самой цивилизации невозможно.

Наука о древних книгах

Мероприятия Городского дня науки, прошедшие в ГПНТБ СО РАН, в целом отражали этот универсальный подход к проблеме передачи знаний. Сегодня всем нам необходимо наводить мосты не только между историческим прошлым, настоящим и будущим, но и между книгой и новым поколением молодых читателей.

В этой связи отрадным следует признать факт заинтересованности молодежи в изучении истории книги. В ходе двух первых лекционных дней специалисты Музея книги ГПНТБ СО РАН к.филол.н. Татьяна Анатольевна Драгайкина и Галина Андреевна Лончакова рассказали старшеклассникам о роли и значимости печатной книги в истории Сибири; о научных аспектах поиска, изучения, описания и подготовки к изданию рукописных источников.

В своей лекции «Книги века Просвещения на сибирской земле» Т. А. Драгайкина коснулась темы истории Колывано-Воскресенских горных заводов, представив обширный материал — от биографий основателей заводов, купеческой династии Демидовых, до круга чтения инженеров, в который входили книги специальной тематики и другие издания: философские труды, исторические сочинения, работы по географии региона, беллетристика. Школьники смогли наглядно увидеть в презентации не только старинные офорты и изображения собственно книг, но и памятники старого Барнаула. Аспект занимательности должен присутствовать в каждой хорошей лекции; так, ребята с удивлением рассматривали знаменитую чашу, изготовленную на Алтае и затем доставленную при помощи 154 лошадей в Санкт-Петербург. В настоящее время экспонат находится в Государственном Эрмитаже. Показ слайдов сопровождался подробным комментарием, который позволил слушателям и зрителям заглянуть в прошлое нашей малой родины.

В свою очередь Г. А. Лончакова в своем докладе «Наука о древних книгах», рассказала о судьбе и жизни книг в переломные эпохи церковного раскола и петровских реформ. Реформы патриарха Никона привели к выведению из обращения значительного количества так называемых дониконовских изданий, прежде всего — богослужебных. Петр I начал секуляризацию общества, отменил патриаршество, стремясь превратить церковь в один из департаментов, занимающийся, прежде всего, мирскими, земными делами, а самое главное — ослабил монастыри, с момента принятия христианства являвшиеся центрами развития духовной культуры, книжности. Культурные реформы Петра продолжила Екатерина Великая. Число монастырей значительно уменьшилось; монахи вынуждены были заниматься поиском хлеба насущного. Образованное общество становится значительно менее воцерковленным, исконный русский быт, образ жизни в значительной степени сменяется западным. Так возникают огромные массивы древних русских рукописных и печатных книг, никем не востребованных. Это, собственно, и вызвало необходимость появления археографии — поиска, собирания, описания и введения в научный оборот древних памятников книжности, что и началось еще в XVIII веке трудами В. Н. Татищева и Г. Ф. Миллера. Окончательно археография как дисциплина сформировалась к середине XIX века. Вторая половина века — расцвет камеральной археографии. XX век — век прежде всего полевой археографии.

Галина Лончакова рассказала также о работе современных археографов, которые ведут поиск старинных рукописных и старопечатных книг. Слушатели были удивлены тем, что в полевые экспедиции отправляются не только геологи и археологи, этнографы и фольклористы, но и ученые-археографы. Полевая археографическая экспедиция подразумевает в первую очередь многочисленные встречи со старообрядцами — потомками ушедших в раскол при патриархе Никоне, живущими зачастую в самых труднодоступных уголках Сибири и Дальнего Востока. Работа археографа требует разносторонней подготовки — умения хорошо читать старинные кириллические книги и рукописи, быстро их датировать, знания догматики и истории, и просто умения правильно себя вести в такой архаичной среде как старообрядчество. Следующим этапом работы с древними книгами является их научное описание и введение в научный оборот — камеральная археография. Завершающий шаг — публикация древних памятников, чем занимается эдиционная археография. Лекция Галины Лончаковой вызвала большой интерес слушателей, которые задавали вопросы, вглядывались в письмена прежних времен. Возможно, для некоторых сегодняшних школьников профессия археографа станет жизненным выбором.

От истории к современности

Библиотека сегодня является той площадкой, на которой слушатель может получить научную информацию по многим вопросам. Лекции и презентации книг — это необходимый первый шаг. Второй, не менее важный, шаг в формировании личности — это само чтение книг. Только благодаря этому у человека может сформироваться свой собственный взгляд на историю, картина мира и понимание происходящих в нем процессов. Когда же книгу представляет сам автор, живой участник событий, уже ставших историей, встреча с ним может быть полезна вдвойне. И презентация книги «Прощай XX-й век!» Ольги Васильевны Лесневской стала одним из таких событий. Живой свидетель и активный участник политической жизни страны последнего двадцатилетия, Ольга Васильевна рассказала о некоторых эпизодах биографии участников политического процесса, о своих встречах с М. С. Горбачевым, А. И. Солженицыным, Е. Т. Гайдаром и другими известными личностями. Волею судеб ее книга, изданная сегодня, может стать наглядным примером того, как создается история, поскольку сам автор всегда находился в самых горячих точках политической борьбы.

Изучение прошлого, законов истории, расширение кругозора и чтение — это единственный путь, позволяющий обрести уверенность в завтрашнем дне и самим участвовать в создании будущего в наш информационный век. Человеческую культуру иногда называют второй природой, которая находится в тесной связи с естественными природными процессами. Поэтому «лекционный курс» в ГПНТБ СО РАН завершало выступление доцента кафедры философии, психологии и педагогики Сибирской академии финансов и банковского дела В. Б. Сибирцева «Экологические проблемы, их влияние на жизнедеятельность человека и пути решения». В своем докладе, протекавшем в форме интерактивной беседы, специалист в познавательной форме рассказал учащимся об основных угрозах жизни биосферы, таких как загрязнение атмосферы и вод, потепление климата, опустынивание и др., связанных с человеческой деятельностью. Ученый также указал способы уменьшить роль человеческого фактора в жизни планеты. По словам докладчика, единственным способом избежать экологической катастрофы являются сегодня законодательные инициативы и совместные действия всех стран мира. Именно новому поколению предстоит уже в скором времени решать эти вопросы, и потому сегодня, как никогда, важно формирование четкой личной позиции. То есть, каждый человек в первую очередь должен сам понять, что он должен делать и как будет жить, это касается как элементарных правил поведения, так и сознательных решений, которые следующее поколение будет принимать в будущем.

Городской день науки в библиотеке прошел успешно, в живой атмосфере дискуссий. В эти дни ГПНТБ СО РАН приняла в своих стенах около 1000 школьников. Помимо лекций учащиеся смогли увидеть подготовленные сотрудниками библиотеки тематические книжные выставки, экспозицию плакатов времен Великой Отечественной войны и посетить значительное количество экскурсий, в рамках которых будущие читатели узнали много нового об истории библиотеки и о ее предназначении. Ведь самое главное в формировании личности — это само чтение книг, и хочется верить, что так будет всегда.

стр. 4