«Наука в Сибири»
№ 18 (2254)
5 мая 2000 г.

У ОБРАЗОВАНИЯ -- НАУЧНЫЙ ПРОФИЛЬ

Ольга Ушакова, "НВС".

Общеупотребимая фраза "Новосибирск -- город науки" подразумевает наличие в нашем мегаполисе не только академической, но и отраслевой, и вузовской науки. О последней и пойдет речь сегодня. Наш объект -- один из самых старейших и известнейших вузов города, ранее известный как НИИЖТ, ныне -- Сибирский государственный университет путей сообщения.

Сегодня в России насчитывается 54 технических университета. Среди них по объему научных исследований на одного работающего СГУПС регулярно занимает первое место. В основном, это работы по хоздоговорной тематике. В целом объем выполненных НИР в прошедшем году составил 44573 тыс. руб. -- по плану МПС, договорам с железными дорогами РФ, с Трансстроем и метрополитеном, с федеральными, областными и городскими структурами. Развиваются формы научно-технического сотрудничества с самыми различными организациями. Для Сибирского отделения РАН университет стал партнером в разработке специализированной региональной программы и создании совместных научных коллективов.

* * *

Не далее, чем полгода назад в нашем городе прошла научно-практическая конференция "Новосибирск на рубеже XXI века", где в качестве одного из вариантов будущего развития обсуждалась идея мультимодального транспортного центра. Позволим напомнить, что она была включена в общую концепцию развития города, в подготовке которой участвовали ученые СО РАН и сотрудники многих других организаций, в том числе, научный коллектив Сибирского государственного университета путей сообщения. В рамках этой темы работала целая секция, с основным докладом на которой выступал ректор СГУПС К.Комаров. Работа секции продемонстрировала высокий уровень образовательно-научного профиля вуза. Не случайно Министерством транспорта запланировано на осень 2000 года проведение в Новосибирске на базе СГУПС международного совещания по вопросам формирования международных транспортных коридоров.

Даже если только попытаться представить себе огромность и сложность железнодорожных путей и сооружений, пронизывающих и окружающих город, и то станет очевидным, что бесперебойность и точность работы этой невероятно разветвленной структуры, к чему привыкли жители города, в нынешних условиях не может быть обеспечена без научной базы -- современных методов, рекомендаций, технологий, специалистов и так далее. Без натяжки можно сказать, что основным источником, формирующим эту базу, является СГУПС.

На прошедшей летом 1999 года выставке и научно-практической конференции "Транссиб-99", например, рассматривался проект "Программы научно-технического сотрудничества СГУПС, вузов МПС регионов Сибири и Дальнего Востока, Сибирского отделения РАН по совершенствованию перевозок и технических средств при обеспечении снижения эксплуатационных расходов и эффективного использования материальных и энергетических ресурсов на 2000-2002 гг". Она подписана и утверждена зам. министра путей сообщения, председателем СО РАН Н.Добрецовым и рекомендована МПС к включению в планы НИОКР по дорогам.

* * *

Не секрет, что в Новосибирске в последние годы наблюдается рост интереса к получению высшего специального образования. Численность студентов дневного обучения увеличивается в среднем на 6 % ежегодно. В этом отражается новая социально-экономическая структура общества. Сегодня у вузов нет необходимости "по плану" готовить нужных городу и РФ специалистов. Работает новый фактор -- спрос со стороны конкретных организаций.

И уже сегодня в городе возникает конкуренция между вузами "за своего абитуриента". Условиями "победы" становятся не только спрос, но и высокое качество образования.

И вот эти-то новые требования сегодня обусловливают активизацию научных исследований в вузах. Внутри складываются научные коллективы, все больше студентов вовлекается в исследовательскую работу. Расширяется сеть советов по защите диссертаций, увеличивается число кандидатов и докторов наук.

В СГУПСе действует, можно сказать, целая сеть исследовательских лабораторий, часть которых считается академическими. Например, совместно с СО РАН лабораторией "Транспортная и строительная механика" проведены работы по расчетно-аналитическим и экспериментальным методам исследования состояния элементов транспортной техники. Результатами стали совместные публикации. В лаборатории "Физические основы прочности и диагностика разрушения металлических конструкций" совместно с ИПФМ СО РАН ведется тема по разработке технологий испытания колесных пар -- в итоге предложена методика поиска повреждений и изготовлен опытный образец оптического прибора контроля. В академической лаборатории "Математическое моделирование конструктивных материалов для строительства" выполнена тема "Оценка ползучести композитных конструкций". Лабораторией "Лазерные и пучковые технологии" разработано 17 программ, четыре из которых реализованы в виде устройств, нашедших применение на железнодорожном транспорте в системах обеспечения безопасности движения.

Актуальность и конкретность тематики, диктуемой временем, очевидна даже из названий лабораторий, таких, как "Новые ресурсосберегающие технологии транспортных систем", "Социальный фактор в транспортных системах в условиях переходного периода", "Развитие инфраструктуры Сибири".

За всем этим -- концепции, публикации, методики, приборы и устройства современного уровня.

В научно-исследовательском центре вуза "Путеец" разработана автоматизированная система "Навигатор", которой сейчас оборудовано 120 путевых машин на железных дорогах России. Этой системой заинтересовались австрийские специалисты, налаживаются контакты.

По дополнению "Правил безопасности" для железных дорог стран СНГ ценную разработку выполнил научно-внедренческий сертификационный центр "Трансгруз"...

Результаты всех этих работ важны и сами по себе, но они также используются в учебном процессе, в переподготовке и повышении квалификации кадров. Предлагаются и конкретные темы "под студентов". Так, кафедрой "Теоретическая механика" разработан методический материал для электронного задачника, предложено пособие для учебного фильма "Мосты". И если уж говорить о студентах, то их участие в научных исследованиях не просто приветствуется, оно становится неотъемлемой частью подготовки по специальности. Повышение качества образования в университете понимают именно так.

Руководство вуза внимательно следит за экономическими и хозяйственными процессами, происходящими в стране, и старается адекватно реагировать на изменения на рынке труда. Сегодня огромная отрасль транспорта и путей сообщения испытывает потребность в своих специалистах современных форм деятельности. И вот в прошлом учебном году был открыт набор сразу на семь новых специальностей. Это абсолютный рекорд отрасли. Среди новых -- изучение юриспруденции, банковского и таможенного дела, антикризисное управление предприятиями и так далее. Выпускники могут -- на выбор -- получить распределение со всеми правами молодых специалистов или трудоустроиться самостоятельно.

Как и все вузы города, СГУПС пережил трудный период перестройки, но с честью вышел из него. Существует он на свои собственные средства, которые сам и зарабатывает по договорной тематике. Здесь средняя зарплата научных сотрудников составляет 2,15 тыс. руб., стипендия успевающих и активных студентов доходит до 800 рублей, распространены различные формы доплат, льгот и прочей поддержки. Недавно был основательно отремонтирован учебный корпус. Капитальный ремонт сделан в одном из общежитий. И то, и другое на очень высоком уровне -- с дизайнерскими решениями, отделкой самыми современными материалами. Одно слово -- евроремонт. Даже ходить по этим красивым коридорам и аудиториям представляет удовольствие, а уж учиться -- тем более. Не удивительно, что каждый день на стол ректора попадают заявления о переводе из других вузов.

* * *

Приятно осознавать, что специалистов, обеспечивающих бесперебойную работу нашего железнодорожного транспорта, так хорошо готовят в нашем же городе; что институт, открытый в 1932 году приказом наркомата путей сообщения, состоялся не только как транспортный вуз. Современный учебно-научный и производственный комплекс -- вот что такое сегодня Сибирский государственный университет путей сообщения.

* * *

Научные подразделения СГУПС сегодня -- это научно-исследовательский институт "Ресурсосберегающие технологии и коррозия", 3 научно-исследовательских центра, 18 научно-исследовательских лабораторий и групп. В них работает около 200 штатных научных сотрудников. Сложились научные направления как прикладной, так и фундаментальной значимости для железнодорожной отрасли. Они ориентированы на создание и модернизацию различных автоматизированных систем, разработку методов и средств повышения надежности и долговечности устройств и сооружений, на совершенствование организации производства и управления персоналом, на исследование наиболее актуальных проблем транспортного строительства и повышение экономической эффективности работы железнодорожных предприятий...

* * *

В университете существует аспирантура по 22 специальностям и три диссертационных совета, докторантура по 4 направлениям и совет по защите на степень доктора транспорта. На базе вуза организован Сибирский научный центр Академии транспорта России.

На 37 кафедрах университета работают свыше 450 преподавателей. Среди них -- 14 академиков и 14 членов-корреспондентов различных академий наук России, 55 профессоров и докторов наук, 215 кандидатов наук и доцентов.

Ежегодно на 11 факультетах вуза обучается более 6,8 тыс. студентов и повышают свою квалификацию около 800 инженеров и руководителей транспорта и строительства. Открыт филиал СГУПС в г.Красноярске.

* * *

За годы своего существования СГУПС подготовил около 40 тыс. специалистов. Среди питомцев вуза есть руководители министерств и ведомств федеральных и местных органов власти, начальники железных дорог и строительных трестов, известные ученые, заслуженные деятели науки и техники РФ, заслуженные работники транспорта, изобретатели и рационализаторы, лауреаты государственных премий.

На снимках: учебный корпус СГУПС,
ректор университета профессор К.Комаров.

стр.