«Наука в Сибири»
№ 40 (2526)
14 октября 2005 г.

ШКОЛА ФИЗИКОВ НА БАЙКАЛЕ

Галина Киселева, «НВС»

Здесь лекторы маститые с регалиями разными
Вещают нам про физику и мир бескрайний наш.
Выходим мы с докладами, быть может, несуразными.
Жюри нас судит строго, берет на карандаш.
Хотите, не хотите ли, но все мы победители,
Хоть премию престижную не каждый получил.
И вместо утешения научное общение,
Символика, риторика и молодежный пыл…

Этой песней, талантливо исполненной самим автором, членом оргкомитета школы, иркутским физиком Борисом Шпыневым, открылись очередные занятия Байкальской молодежной научной школы по фундаментальной физике, которая проходила в Иркутске в сентябре. А прозвучала песня в фильме «БШФФ представляет…», подготовленном специально к открытию школы по материалам предыдущих встреч. Кстати, и фильм тоже создан небесталанными мастерами и вполне мог бы украсить любую телевизионную передачу.

Иллюстрация

В восьмой раз в Институте солнечно-земной физики СО РАН собирается научная и студенческая молодежь из разных городов страны, чтобы послушать маститых ученых, поделиться своими первыми научными выводами, подискутировать по спорным, актуальным вопросам. В этом году главной темой обсуждения стала астрофизика и физика околоземного пространства.

«Почти 50 лет ведутся исследования околоземного пространства и еще не найдены все ответы на вопрос, какая связь существует между процессами, происходящими в Космосе и на Земле, — сказал в своем напутствии молодым ректор школы, директор ИСЗФ, академик Гелий Жеребцов. — На заре этих исследований, когда мы были молодыми, как вы, нас очень интересовали многие вещи, которые сейчас уже стали понятными. Например, стало ясно, что связь между многими процессами — электрическая. Но предстоит еще многое понять и открыть. Нет, например, однозначного ответа на вопрос, какое влияние оказывают процессы, происходящие на Солнце и в космическом пространстве на изменение климата Земли? Было ли подобное глобальное потепление в ее истории? Вокруг этой проблемы идет сейчас активная политическая спекуляция. Вероятно, вам придется искать истинный ответ на этот важный для всех землян вопрос. Но, как бы мы ни торопились, есть поступательное развитие науки, и решение сложных задач требует времени.

Наука развивается по спирали, каждый раз обогащаясь новыми, более детальными сведениями. И очень важно передать молодежи наши знания, ознакомить с теми методологиями, которые мы применяли, дать общее представление о предмете их научного интереса. Что-то меняется в наших представлениях постоянно. Например, с появлением новых спутниковых систем наблюдений изменилось понимание о тех процессах, которые возникают на границе солнечного ветра с магнитосферой. Оказывается, там все время происходят штормы и волнения, как на море. Новая техника, новые подходы меняют наши взгляды. И важно быть в курсе всех результатов, полученных в нашей науке. Такие встречи на Байкальской молодежной школе дают уникальную возможность молодым ознакомиться с самыми передовыми взглядами, сверить свои результаты исследований с теми, которые ведутся у нас в стране«.

Иллюстрация
Экскурсия участников Школы на Сибирский солнечный телескоп (пульт управления).

Во время работы школы, рассчитанной на молодых научных сотрудников, аспирантов, студентов, а также школьников, стремящихся расширить свой кругозор, прозвучали лекции крупных специалистов в области фундаментальной физики. Участники узнали много нового для себя, например, о современных данных по радиоизлучению Солнца, о модели образования солнечной системы в едином механизме рождения Солнца, о причинах ускорения космических лучей в гелиосфере, о возможностях фоновых условий Байкала для регистрации нейтрино сверхвысоких энергий и о многом другом. Состоялись интересные дискуссии, прошла молодежная научная сессия, на которой молодые ученые из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Улан-Удэ, Якутска представили свои результаты на суд жюри, в состав которого входили известные специалисты из иркутских научно-исследовательских институтов и вузов. Лучшие работы были отмечены дипломами и денежными премиями.

Все дни занятий были очень насыщенными, но молодежь находила возможность отдохнуть, разлечься, пообщаться в неформальной обстановке. И, конечно, особую роль играла сама атмосфера школы, совместные поездки на уникальные обсерватории Института солнечно-земной физики и, конечно, на Байкал. Школа удалась — отмечали будущие известные физики, расставаясь, и пели на прощание:

Закончены доклады, получены награды.
Все адреса и знания пакуются в багаж.
Зеленые ученые немного огорченные,
Что быстро так закончился научный их вояж.
И мы домой вернемся, и с силой соберемся,
Чтоб будущие премии и нам завоевать.
А будем мы немолоды, то все равно прорвемся,
И станем лекторами на школу приезжать.

стр. 3