«Наука в Сибири» ПОЛЕВОЙ ПРОЕКТ —
|
Лекция В. И. Молодина на памятнике |
В большинстве зарубежных стран Западной Европы, Америки и Азии уже более полувека существует традиция сочетания в рамках полевых школ междисциплинарных методических занятий, обучения работе на современной аппаратуре, практике камеральной обработки материала, привлечения специалистов мирового уровня для проведения лекций, семинаров и практических занятий, проведения полевых экскурсий, публикации справочного и методического материалов. Все это рассматривается как обязательная ступень в подготовке научных кадров и как эффективная форма отработки практических навыков. В России подобные мероприятия находятся на этапе становления и развития, а имеющийся опыт (проект «Сибирская археологическая полевая школа», НГУ,
Полевая школа является логическим продолжением традиций РАЭСК (региональных археолого-этнографических студенческих конференций), проведение которых в течение 50 лет является регулярным мероприятием. Проект направлен на поиск новых форм интеграции гуманитарной академической науки и высшего образования, повышение квалификации студентов старших курсов и аспирантов вузов Сибири и Дальнего Востока, развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе регионов. Формы обучения состоят из лекций, практикумов, экспериментов, экскурсий, мини-конференций. Участниками школы являются аспиранты и студенты вузов и научных учреждений Сибири и Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Улан-Удэ, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург), стран СНГ (Белоруссия и Киргизия). Активное участие в проекте принимают научные сотрудники ИАЭТ СО РАН, преподаватели и сотрудники Новосибирского, Московского, Иркутского госуниверситетов, Красноярского госпедуниверситета. Приглашались специалисты из США и Канады (Университет Аризоны и Университет Эдмонда). Создание оптимального механизма и условий для реализации форм междисциплинарного сотрудничества в области полевых исследований гуманитарных и естественных наук позволили привлечь к участию в программах школы различных специалистов не только из области археологии и музеологии, но и географии, геологии, биологии, антропологии, почвоведения, картографии, генетики, медицины и др.
Программа проведения полевой школы включает теоретические и практические курсы по основным направлениям: современные методы и методики полевой археологии; классификация и типология артефактов; методы естественных наук в археологических исследованиях; экспериментальная археология; геоархеология, реконструкция палеогеографических условий; охрана историко-культурного наследия.
Практикум по изготовлению сувениров. |
Во время экскурсионных поездок участники школы знакомятся с различными по хронологии и типологии объектами (стоянками, местонахождениями в стратифицированном и экспонированном состоянии, могильниками различных типов, петроглифическими комплексами, памятниками истории нового и новейшего времени). Для каждого региона была проведена оценка туристических, историко-культурных, рекреационных и познавательных ресурсов. В рамках предыдущих проектов САПШ были подготовлены и реализованы программы мобильности и стажировок студентов НГУ по специализации «Археология» в Университете
Результатом эффективности работы проекта является не только возросшее количество поощрений и дипломов на студенческих конференциях различного уровня, но и успешно защищенные участниками проекта квалификационные дипломные работы по специальности, а также кандидатские диссертации.
Проект 2009 года является логическим продолжением трехлетнего опыта.
Экскурсия в Музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН. |
Незабываемые впечатления оставило посещение участниками школы полевого стационара Западно-Сибирского отряда ИАЭТ СО РАН. Академик В. И. Молодин провел экскурсию по археологическим памятникам Венгеровского района Новосибирской области. Экскурсия проходила в два уровня, соответствующие двум этапам полевых археологических исследований: разведке и раскопкам. На первом этапе молодые исследователи получили возможность побывать на разновременных археологических объектах, как исследованных ранее, так и находящихся в процессе изучения: Ново-Тартасской палеолитической стоянке, памятнике эпохи палеолита
На втором этапе участники полевой школы наблюдали процесс раскопок на грунтовом могильнике
В процессе экскурсии были рассмотрены геоморфологические особенности, внешние признаки, типичные ландшафтные и стратиграфические условия расположения археологических памятников различных типов и эпох на территории Барабинской лесостепи. Особое внимание молодых исследователей было обращено к проблеме обнаружения археологических памятников, перспективным направлениям археологических исследований.
Экскурсионная форма полевых практик в рамках Сибирской полевой археологической школы, вероятно, и в дальнейшем будет способствовать повышению профессионального уровня студентов-археологов и начинающих специалистов, интегрированию теоретических знаний и практических навыков.
В рамках полевой школы молодежи представилась возможность принять участие в небольшой пресс-конференции с лауреатом Государственной премии в области науки и техники академиком В. И. Молодиным.
В. И. Молодин рассказал ребятам о существующих в мире практиках спасения историко-культурного наследия, что, к сожалению, отсутствует в нашей стране. «Сохранность памятников является одной из актуальных проблем археологии во все времена и, в особенности, сегодня. Безусловно, наша задача — сохранить уникальные памятники истории и археологии в том виде, в котором они дошли до нас. И в этом случае, конечно, археологи обязаны бороться за прекращение строительных работах в зонах концентрации историко-культурного наследия. Когда речь идет о памятниках, находящихся в аварийном состоянии, безусловно, они нуждаются в спасательных работах. В таких ситуациях задача археолога — максимально полно исследовать памятник, сохранить его для науки».
Таким образом, основным итогом проекта «Сибирская археологическая полевая школа» на сегодняшний день можно считать развитие кадрового потенциала вузов Сибири и Дальнего Востока, развитие учебно-методического базиса высшей школы, совершенствование форм и баз археологической практики. Опыт полевой археологической школы НГУ был высоко оценен коллегами в обсуждении доклада в рамках проходящей на Алтае III международной конференции «Полевые практики в системе высшего профессионального образования».
стр. 9