«Наука в Сибири» ГОРОД
|
О самом форуме, а также о культурных проблемах Новосибирска и Академгородка рассказывает постоянный участник конференции Михаил Викторович Шиловский, зав.кафедрой истории России НГУ, зав.сектором истории второй половины XIX — начала XX вв. Института истории СО РАН, профессор, д.и.н, зам.председателя оргкомитета.
Интерес к истории сибирского города, к урбанистике последнее время проявляется стабильно по целому ряду причин. Прежде всего, потому, что город, как я считаю, представляет собой своеобразный локомотив развития общества. Хотя города возникли значительно позже деревень, и человечество достаточно долго проходило через аграрный этап своей истории, тем не менее, именно в городе, в городской среде все процессы ускоряются, зарождаются инновации во всех сферах человеческой деятельности, от материальной до духовной культуры.
Профессора Н. А. Томилов и А. Х. Элерт в президиуме конференции. |
Участники форума, который проходит уже в восьмой раз, встречаются в разных городах: в Новосибирске, в Омске, Томске, Красноярске и т.д. Ведущие позиции здесь занимают омичи. Генераторами идей являются профессора Николай Аркадьевич Томилов, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, и Дмитрий Андреевич Алисов, зам. директора и зав. сектором социально-культурных аспектов урбанизации Сибирского филиала Российского института культурологии. В настоящее время идет активное изучение культурно-исторических процессов каждого города в отдельности, правда, далеко не по всем направлениям — это зависит от многих факторов, в том числе от кадровой проблемы, отношения в городе к своей истории и т.д.
Так или иначе, мы пытаемся всё это изучать, и хотя еще не до конца исследованы старые проблемы, постоянно возникает целый комплекс новых вопросов. Например, проблема психоментальности. Город — это своеобразный плавильный котел, в котором «переваривается» традиционный уклад, формируется открытое общество. Актуальны проблемы облика города, его исторических традиций, отношения горожан к своему историческому прошлому, историческим памятникам, степень их толерантности.
В зале заседания. |
Я занимаюсь концом XIX — началом XX века — это так называемый период первой российской ускоренной модернизации. В это время народ активно осваивал новые земли, и именно тогда появился наш Новониколаевск. Осваивать новые земли ехали не только крестьяне-аграрии, но и представители других сословий, и не только в деревни, но и в города. В 1917 г. примерно 95 % жителей будущего Новосибирска составляли выходцы из крестьян, то есть город выполнял функцию плавильного котла. Но не до конца. Произошло некое общее окрестьянивание населения, и к 1917 году горожане демонстрировали отнюдь не гражданское, а в большей степени традиционное, бунтарское поведение. Город не успевал «переваривать» массу крестьян, военнослужащих (в Новониколаевске стоял большой гарнизон во время Первой мировой войны, более 50 тыс. солдат — по сути, те же деревенские парни, одетые в солдатские шинели). Поэтому, например, сахарный бунт 1916 года, а также события
В недавней «Вечёрке» появилась статья о сносе памятников, прежде всего памятника В. И. Ленину напротив Оперного театра и прочих, установленных в коммунистическое время всевозможным лидерам — партийным, советским, государственным. Видимо, общество это будоражит.
В старых городах, как правило, есть некая общая тенденция — они существуют как единое социокультурное пространство. И хотя там тоже бывает много приезжих, например, студенты, городам обычно приходится ежегодно «переваривать» по
Новосибирск по сравнению с Томском и Омском молод и космополитичен. И при этом он разорван, разрознен, у него нет единого социокультурного пространства и единой интеллектуальной элиты. Академгородок — это одна площадка или зона, центр — другая, Левый берег — третья. Отношения представителей этих элит между собой непростые, и они никак не воспринимают себя в качестве единого целого. И в этом тоже наша специфика.
Во-вторых, в старых городах есть богатые дореволюционные традиции, поэтому у них бережное отношение и к недавнему прошлому. Например, какой-нибудь губернатор Томской области — это предмет гордости. Просветителей, учёных, старца Фёдора Кузьмича — всех почитают и уважают. Например, в прошлом году в Иркутске отмечали
В том числе был неплохо освещён и советский период, и оказалось, что в нашем прошлом тоже много интересного. Взять, например, тот же Чкаловский завод, на котором работал Бартини, итальянский авиаконструктор-коммунист. Кроме того, там очень интересная промышленная архитектура — модерн и др. Есть, оказывается, что изучать и в советском периоде.
Новосибирску не повезло с точки зрения формирования единого городского пространства, он развивался сегментами. Строили завод, вокруг него посёлок, и делали одну дорогу-выезд, примерно как в Академгородке.
Существует некий традиционный облик города как единого культурного пространства, который подается через архитектуру, градостроительство, малые архитектурные формы, в том числе памятники. В этом плане мы серьёзно отстали от других городов. Памятники в Новосибирске можно буквально пересчитать по пальцам. Хотя в последнее время ситуация меняется. Появился ряд интересных памятников, например, А. Д. Крячкову, А. И. Покрышкину. Даже в Академгородке стало что-то появляться — памятники М. А. Лаврентьеву, В. А. Коптюгу. Хотя всё равно это очень мало. Малые архитектурные формы у нас почему-то не приживаются, и при каждом удобном случае их стараются уничтожить, позабыть и так далее, и это грустно.
Мне приходилось долгое время работать в городе, и я обратил внимание на такое явление: из публичных зданий как архитектурная деталь полностью исчезают окна. И даже в Академгородке, например, в ТЦ, они заделаны, их фактически нет. Я понимаю, что как технические средства освещения они в наше время не нужны, но ведь они же играют ещё и определенную эстетическую роль. Это же не просто амбар без окон, без дверей, расположенный в деревне на задворках. Эти здания находятся в центре, на главных улицах.
Торговый центр Акдемгородка сдавали при мне. Я тогда еще был студентом и прекрасно всё помню. Безусловно, это не шедевр архитектуры, может быть, универмаги в Европе сделаны получше, но всё-таки это творение человеческих рук, которое достойно уважения и сохранения в своем изначальном виде. Оно играет некую эстетическую роль. Люди идут в ТЦ не столько за покупками (там всё намного дороже, чем в других местах), сколько из эстетических соображений — их привлекает архитектурное оформление, дизайн здания. Теперь весь город покрыт безобразными зданиями торговых и развлекательных комплексов. С одной стороны, понятно, их строить быстрее и дешевле. Но ведь они абсолютно безлики, и эта безликость начинает утверждаться — вначале где-то на окраинах, а теперь уже и в центре. И ничего хорошего в этом я не вижу как с точки зрения эстетического оформления города, так и воспитания нашего подрастающего поколения. Я понимаю, что это — массовая культура. Но разумный предел должен быть всему. Необходимо сочетание рациональных подходов и подходов художественных. Нужно воспитывать вкусы, тем более, что мы претендуем на звание столицы Сибири. Должны быть не только инновации и технократический подход, но и вкус, эстетика, культура. И в этом нужно равняться на наших соседей — Омск, Томск, Иркутск.
В свое время наши просветители, начиная с декабристов, считали, что достаточно в России ввести всеобщую грамотность, как мы станем цивилизованной страной. Сейчас у нас всеобщая грамотность, но она почему-то не спасает. Конечно, когда Академгородок только строился, он был на несколько порядков лучше Новосибирска — и в культурном плане, и с точки зрения близости к природе, комфортности проживания, и с точки зрения микроклимата. А сейчас мы очень серьезно проигрываем городу. Отдаленность от центра приводит к замкнутости. С одной стороны — море, с другой — кладбище, посредине — мы. Молодёжь к нам из города не едет, далеко и дорого, а ведь именно там формируются коммуникационные связи, культурно-исторические и прочие. В этом отношении город за последние годы сильно вырос и продвинулся.
А мы постоянно находимся в состоянии стагнации. Апогей развития Городка, по моему мнению, пришелся на
Фото Ю. Плотникова
стр. 7