«Наука в Сибири» КАДРЫ СНОВА РЕШАЮТ ВСЁВ программе новосибирского инновационного форума «Интерра-2011» выделяется Международная молодёжная экономическая школа (ММЭШ) «Как превратить научные идеи в инновационный бизнес», проводимая на базе Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. А. Соболевский, ЦОС СО РАН О том, что такое инновации и как соотносится с ними экономическая наука, рассуждает директор ИЭОПП СО РАН академик Валерий Владимирович Кулешов: — Достаточно универсальную модель инноватики демонстрирует хрестоматийная история появления спичек в История любой инновации строится по той же канонической схеме. Есть учёные, есть их работа, есть открытия, прозрения, есть результаты, интересные «в принципе» — и, с другой стороны, есть бизнес, способный их «довести до ума» и коммерциализировать. Учёному, если в нём остро не пульсирует деловая жилка, свой «спичечный завод» не нужен. Наш подход состоит в том, чтобы не путать порядок вещей и не пытаться первое превратить во второе. В этом, в общем-то, и состоит специфика экономических школ, которые на базе нашего института проводятся для научной молодёжи России и других стран. — Насколько в самой экономической науке возможны «инновационные решения»? — В конце — Как сформировалась идея проведения ММЭШ? Почему «первый блин» год назад не вышел «комом»? — Идея заключалась в том, чтобы в рамках «Интерры» выделить экономическую науку и работающую в ней молодёжь. По сути, ММЭШ — это научное мероприятие, проходящее в Институте экономики по заранее проработанной программе при поддержке Правительства Новосибирской области, грантов РГНФ и РФФИ. «Кухней» этой конференции занимается Совет молодых учёных нашего института. На Школе собираются молодые ребята, которым показывают специфику коммерциализации научных разработок. Первое такое мероприятие, прошедшее год назад, показало главное: в нём есть потребность. В свою очередь, назову тому несколько причин. Первая — мы сразу привлекли экспертов высочайшего уровня. Таких как академики Виктор Меерович Полтерович, Вячеслав Михайлович Бузник, член-корреспондент РАН Дмитрий Евгеньевич Сорокин и профессор Борис Николаевич Порфирьев из Института экономики РАН в Москве. Во-вторых, сказалась известность таких брэндов, как «Сибирское отделение», «Академгородок», «Институт экономики и организации промышленного производства». В третьих, наш Совет молодых учёных провел первую школу на хорошем организационном уровне, а это всегда отмечается и запоминается. А в этом году они планируют отобрать наиболее интересные проекты для работы над их экономическим обоснованием. — Нет ли намерений из «мероприятия» преобразовать ММЭШ в постоянно действующий консалтинговый, образовательный проект? Если да — то как, если нет — то почему? — Вопрос этот муссируется довольно давно. Но конференция, школа — это палатка, которую ставят на В целом, нужен концепт, серьёзные установки, понимание, на какие институты развития следует ориентироваться. Есть федеральная «Стратегия-2020», её немало критикуют — и справедливо, например за умаление роли фундаментальной науки. Но есть в этом документе разумные моменты, например — понятие «инновационного человека». В обществе должно быть своего рода сословие, широкая прослойка людей, способных и генерировать инновации, и быть к ним восприимчивыми. Поневоле вспоминается опыт ускоренной модернизации СССР, главным лозунгом которой был «Кадры решают всё!». И если в начале стр. 3 |