«Наука в Сибири»
№ 4-5 (2340-2341)
1 февраля 2002 г.

ГЛАВНОЕ — ПРИДУМАТЬ АЛГОРИТМ

Валентина Садыкова, "НВС"

Елена Кистанова, магистрантка механико-математического факультета НГУ, стипендиатка именной стипендии академика Н.Чебышева. Средний балл за годы обучения — 5,0. Специализацию проходит на кафедре математического моделирования, научный руководитель профессор А.Воеводин. Выпускная работа бакалавра — "Численные методы решения краевых задач для ОДУ высокого порядка на полубесконечном интервале" (ОДУ — обыкновенные дифференциальные уравнения). Тема, над которой предстоит теперь работать Лене Кистановой — расчет паводков.

— Лена, — спрашиваю я,— а в каком институте ты проходишь специализацию, почему такая неожиданная тема — расчет паводков?

— Мой шеф работает в Институте гидродинамики, математическое моделирование течения воды — это как раз та задача, которая решается в институте с помощью математических методов. Куда пойдет вода во время весеннего паводка в реке, текущей на север, где все еще покрыто льдами, и создается реальная угроза наводнения, и как с этой ситуацией бороться — задача актуальная, особенно если вспомнить недавнее наводнение в Якутии и затопленный Ленск. Мне интересно работать над этой темой, приятно осознавать, что это будет работа, выполненная от начала до конца.

— Лена, как тебе удается учиться на "пятерки", ты не после ФМШ поступила в университет?

— Нет, я вообще в НГУ перевелась после трех курсов Кемеровского университета. Сдала переводной экзамен и меня зачислили снова на третий курс. Тот год был самым тяжелым в моей учебе. Программы различались, конечно, мне пришлось учиться как бы сразу на трех курсах — досдавала экзамены за первый и второй, училась на третьем. Особенно меня сразили сложнейшие дисциплины первого курса, например, математическая логика. Я не отрывалась от учебников, у меня не было свободного времени, у меня не было здесь друзей, не было ничего кроме математики. Я все сдала на "пятерки", сказался трехлетний опыт учебы, а как справляются с этим первокурсники — для меня осталось загадкой.

— А у профессора Воеводина есть еще студенты и аспиранты?

— Конечно, есть — студентка, магистрантка, два аспиранта. С научным руководителем мы встречаемся для обсуждения возникающих проблем в учебное время в университете, если нужно он находит и дополнительное время для консультаций.

— Лена, а чем бы ты хотела заниматься в будущем, после окончания магистратуры? Не собираешься ли попытать счастья за рубежом?

— Сколько я себя помню, я всегда любила математику, поэтому решила стать программистом. Писать учебные программы для вычислений — довольно однообразное занятие. Главное — придумать алгоритм, а писать программы это просто. Я хочу закончить магистратуру, аспирантуру и заниматься исследовательской работой. За границу не собираюсь, мне и здесь хорошо. К тому же, где найдешь вторую Кунгурку, лучшую в мире деревню, где живут мои дедушка с бабушкой?

стр.