«Наука в Сибири» ГРАНТ ПРЕЗИДЕНТА
|
В 1998 году я пришла писать дипломную работу в лабораторию, теперь уже нашу, генетики и селекции Института леса. Моим куратором стала доктор биологических наук Елена Николаевна Муратова теперь заведующая лабораторией. Вот тогда мне и предложили работать с елкой! Моим любимым с детства деревом! Я, знаете ли, провела большую часть детства в Саянах, в красивейших местах. У нас в Кошурниково много родственников. Все каникулы и летние, и зимние в тайге! У меня много двоюродных братьев, которые зародили во мне любовь к лесу, к грибам, даже к рыбалке. Самые лучшие мои детские воспоминания это, конечно, лес. А Новый год это елка. И теперь она мой объект изучения. В деревне, конечно, до сих пор рубят елки на праздник. Но я в своей городской квартире ставлю только искусственную елочку. И ребенку я объясняю, что живые елки должны расти в лесу. Они же живые!!! А дома пусть стоит искусственная. Кстати, обратили внимание, какие красивые елочки под окнами нашего института? Это декоративные формы ели сибирской. И нам стало интересно посмотреть их кариотип то есть набор хромосом. Когда я исследовала буквально первые кариологические препараты, сразу обнаружила добавочную хромосому. Меня это так заинтриговало, что с тех пор и стала заниматься добавочными хромосомами ели сибирской и других видов этого лесного чуда. На эту тему защитила кандидатскую диссертацию.
А когда впервые у ели была найдена добавочная хромосома?
Ее обнаружила в 1971 году именно в нашей лаборатории генетики и селекции Майя Вильевна Круклис. Так что я являюсь ее последователем. Интересно: несмотря на то, что добавочные хромосомы были обнаружены давно, их роль, значение и само происхождение до сих пор изучены недостаточно. Очень много спорных фактов. Я изучаю наличие этих хромосом в разных популяциях елки, у разных ее видов. В том числе в антропогенных районах. В нашем городе я брала пять районов для изучения парк имени Горького, остров Отдыха, напротив ТЮЗа, возле БКЗ и на Взлетке. Оказалось, что у наших городских елочек почти в каждой встречаются добавочные хромосомы. То есть предполагается адаптивная роль этих хромосом в растениях. Но факт все еще спорный, над ним мы и работаем.
Вопрос, видимо, весьма серьезный, если именно на его решение вам удалось получить Президентский грант?
На эти деньги мы сможем закупить новые химические реактивы, которые позволят окрасить по-другому эти хромосомы и почерпнуть о них новую информацию. Ну, а часть будет потрачена на командировки для участия в научных конференциях. Чтобы поделиться опытом, представить свой материал коллегам из других регионов, узнать, что у них нового.
А конкретнее, куда вы планируете съездить?
Конечно, в Москву в Институт общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, в новосибирский Институт цитологии и генетики СО РАН. Президентский грант дает мне много возможностей. Постараемся потратить его по назначению и получить новую информацию по добавочным хромосомам. Пока те методы, которые я применяю, позволяют посмотреть только их форму, их размер, морфологию, можно узнать, где они встречаются и в каком количестве. Но интересно же посмотреть, что в них содержится, какие гены и за что они отвечают. Вредит это растению или наоборот?
Мне сейчас вспомнились слова из песни Владимира Семеновича
«С ума сошли генетики от ген и хромосом»? Что поделаешь, наступил век генетики. Всех интересует ДНК, особенно ДНК человека Генетика изучает хромосомы, которые несут наследственную информацию. И в наше время, слава Богу, мы можем все это изучать. Наследственная информация отвечает за фенотип это внешний облик организма. Растительного или животного все равно. Вся информация в хромосомах. Очень важно наблюдать, как образ жизни человека в настоящее время, когда мы находимся буквально на грани экологической катастрофы, отражается на генотипе. Все это наследуется из поколения в поколение. Пример моя ель. Если у материнского растения есть добавочная хромосома, до 90 процентов семян тоже содержат добавочную хромосому!
Интересно узнать, можно ли в современной науке обойтись без учителя?
Это совершенно невозможно! Мой учитель и научный руководитель Елена Николаевна Муратова. Она научила меня «работать руками» (от автора: проф. термин) и помогла мне освоить кариологический метод. Еще важнее, что она привила любовь к генетике. Одно дело приходить на работу и работать. За зарплату или еще по каким-то причинам. И другое, когда это тебе интересно самому. Вот этот интерес как раз прививает Учитель. Я почти три года была в декретном отпуске Еле высидела. Постоянно думала о работе, об исследованиях.
А как это получилось, вышли из декретного отпуска, и сразу грант Президента?
Пока была в декрете, все равно исследования проводила. Не с утра до вечера, как обычно, но они продолжались. Пользуясь возможностью, я хочу выразить огромную благодарность Елене Николаевне Муратовой. Низкий поклон Учителю! Труд наш требует большой усидчивости и кропотливости. Без помощи учителя, без его моральной поддержки ничего бы у меня просто не получилось.
Кстати, это сложно выиграть грант Президента? Сумма все-таки немаленькая
Наверное, везение в этом играет не последнюю роль. Но, кроме этого, нужно много работать, хорошо ориентироваться в своей теме, как можно чаще представлять свои работы на тех же конференциях и симпозиумах не удивительно, что какие-то награды получаешь, призы. Если честно, я не ожидала столь высокой награды. Стимул для дальнейших занятий, конечно, хороший. Но, чтобы работу заметили, она должна быть интересной. А чтобы она стала интересной для кого-то, кроме тебя самого, нужно ей заниматься очень плотно и преподносить ее на высоком уровне. Когда я выступаю на любых конференциях, вопросов всегда очень много. В основном из-за лишней хромосомы. Мы все знаем, если у человека одна хромосома лишняя это не на пользу. Синдром Дауна это лишняя хромосома в 21-й паре кариотипа человека. А как у растений? Может быть, это действительно антропогенное влияние? Вопросов, повторяю, множество. Причем задают их не только генетики, а представители совершенно разных профессий. Значит, моя тема интересна людям и я работаю не зря. А грант Президента говорит о признании. Я получала гранты Красноярского краевого фонда науки, в составе лаборатории мы выигрывали и другие гранты. Но эта награда на сегодняшний день самая большая и важная для меня.
Деньги грантов Красноярского краевого фонда науки, конечно, несопоставимы с грантом Президента
Зря вы так! Великое дело делает Красноярский фонд. Да, деньги небольшие, но они позволяют съездить в ту же Москву или другой город на конференцию. Это большая помощь молодым ученым и студентам. Совсем недавно я была в Санкт-Петербурге на конференции транспортные расходы оплатил фонд. Весной выиграла грант для молодых ученых на исследования. Вообще, я хочу сказать, что грант Президента заслуга не только моя, а многих и многих людей. Начиная от Учителя, коллег моих по работе, которые интересуются моими исследованиями, вопросы задают, обсуждают мои статьи, высказывают свои мнения, замечания, тем самым наталкивая на новые мысли. А если ты имеешь возможность пообщаться на конференциях с коллегами из других институтов, там еще больший опыт приобретаешь. Тебя могут и на стажировку пригласить, и написать совместный проект.
Ольга Сергеевна, материнство науке не мешает? Или наука материнству?
Знаете, человеку нужно вовремя завести семью. Неважно, кто ты есть. А ребенок это еще и стимул моего собственного дальнейшего развития. Не только в финансовом плане. Анечка подрастет, начнет думать, общаться с другими детьми и ей пойдет на пользу то, что мама занята интересным делом. Правда, сейчас мы с дочкой видимся в основном по выходным. Президентский грант не просто так дается, его нужно отрабатывать. А запланировано в этом гранте мной было много чего. Вот и стараюсь все это выполнить. Да и вообще, разве может быть у ученого рабочий день нормированным? «От сих и до сих»? Ну, каждый сам выбирает свою дорогу. Мой муж классический ботаник, изучает жизненные формы растений.
А как вы встретились со своим избранником?
Он работал во Владивостоке, а познакомились в Новосибирске на научной конференции. Потом я поехала на конференцию во Владивосток. Теперь мы живем в Красноярске.
А кем бы вы хотели видеть вашу дочь?
Прежде всего, хорошим человеком! Я постараюсь привить ей любовь к природе, как это сделала в свое время моя мама. Но любовь к природе нужна не потому, что мы с Аркадием биологи, а потому, что мы люди! И сами являемся частью природы. Некоторые, конечно, забывают, что мы лишь звено живой природы, и относятся к ней не должным образом. Детям вообще надо прививать культуру отношения к своей планете, к биосфере, которая находится сейчас в ужасном состоянии.
Вы с Аркадием смелые люди говорите о грядущей экологической катастрофе и при этом заводите ребенка
Здравый смысл победит. Потому я и говорю, что детей нужно воспитывать в единении с природой!
Фото автора
стр. 5