«Наука в Сибири» НОВОСИБИРСКИЙ
|
Наш университет — это классический вуз, реализующий непрерывную модель образования и ориентированный на опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям развития науки и технологий; он изначально создавался и развивался на принципах интеграции образования и науки, раннего вовлечения студентов в научные исследования. Позиционирование НГУ как национального исследовательского университета определяется несколькими факторами: его геополитическим положением, безусловным авторитетом сотрудников и выпускников в мировом научном сообществе, наличием в сфере фундаментальных исследований признанных в России и за рубежом научных школ по разным направлениям. Очевидно, всё это и позволило Новосибирскому государственному университету войти в число двенадцати вузов, получивших новый статус и, соответственно, финансовую поддержку. Эта государственная поддержка предназначена для приобретения учебно-лабораторного и научного оборудования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников университета, развития информационных ресурсов, совершенствования системы управления качеством образования и научных исследований.
Средства также будут потрачены на повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников университета по различным программам, которые в обязательном порядке должны быть увязаны с так называемыми перспективными направлениями развития (ПНР). И в целом во всем проекте национального исследовательского университета центральными являются эти ПНР. Любую деятельность в рамках данного проекта следует осуществлять в соответствии с перспективными направлениями развития по математике, фундаментальным основам информатики и информационным технологиям; живым системам; энергетике, энергосбережению и ресурсной базе; новым материалам; региональному развитию и т.д. В этом заключается принципиальное отличие от инновационной образовательной программы, которая была реализована университетом в 2007 — 2008 гг. Это и понятно, потому что во главу угла национального университета поставлена научная работа не только в области фундаментальных наук, но и обязательно прикладные направления. Правительство, федеральная власть четко сказали: мы сейчас будем использовать все доступные средства, все рычаги для того, чтобы перевести Россию на инновационный путь развития. А вузам здесь, с моей точки зрения, отводится следующая роль — они должны стать, в некотором смысле, точками роста в этой области, хотя, конечно, пока много неясного, не совсем определен порядок функционирования этих университетов. Но именно в этом направлении необходимо двигаться.
Всего сейчас насчитывается четырнадцать исследовательских университетов, каждый из которых имеет свое лицо, но только два из них классические (Нижегородский госуниверситет и наш НГУ), а остальные технические. Одна из задач этих вузов — давать действительно инновационные разработки, тем более что у них есть определенный задел, который надо превратить в инновационный продукт. А дальше надо принимать нормальные подзаконные акты — необходимо давать пояснения к закону сразу после его принятия. Что я имею в виду? И высшим учебным заведениям, и научным организациям надо четко расписать правила, по которым они могу создавать малые предприятия. Пока таких правил нет, все трактуют
Новосибирский госуниверситет позиционирует себя как исследовательский университет, это указывается и в документах, которые вошли в заявку. Как отмечено в программе, его стратегическая цель — это «формирование в географическом центре страны научно-образовательного комплекса общенационального и глобального значения, способного обеспечить опережающую подготовку специалистов на основе интеграции науки, образования и бизнеса, эффективно объединить генерацию фундаментальных знаний и их конвертацию в новые технологии для инновационного развития и обеспечения национальной безопасности России во всех ее проявлениях. Опираясь на научный задел в фундаментальных исследованиях, соответствующий лучшим отечественным и мировым достижениям, НГУ ставит целью развитие ряда научно-технологических направлений, которые в своей основе носят междисциплинарный характер и ориентированы на генерацию новых знаний, опережающую подготовку специалистов, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции».
Однако есть одно «слабое звено». Так сложилось, что НГУ не всегда в достаточной степени занимался созданием технологий, прикладными разработками, поскольку, в первую очередь, был ориентирован на фундаментальные знания. Немного у нас и патентов — всего один десяток. Успешно прикладными разработками в Новосибирском государственном университете занимаются в лаборатории лазерных систем во главе с С. М. Кобцевым, хорошие результаты имеются также в отделе атмосферных исследований у А. М. Задорожного и Ю. М. Прокопьева. Здесь присутствует совместный интерес — им выгодно быть при университете, а НГУ, в свою очередь, тоже заинтересован в этом. В последние два года, когда стало ясно, что началось «движение в сторону вузов» и их надо активно подключать, мы вместе с институтами Сибирского отделения РАН начали вести системную работу по многим направлениям. Следует отметить полное взаимопонимание с Сибирским отделением — уже появляются программы, около десяти патентов, причем часть из них совместные (Новосибирский госуниверситет и институты СО РАН). Кроме того, сейчас в университете стали более серьезно относиться к вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью (есть небольшой отдел). Необходимо упомянуть и о так называемом благотворительном Фонде целевого капитала — инициаторами его создания в 2007 году, еще до кризиса, были выпускники университета, работающие теперь в бизнес-структурах. Он насчитывает примерно 20 миллионов рублей, которые нельзя трогать, а тратить можно только проценты — на развитие университета. Совершенно правильно, что распоряжаются этими средствами не ректор и не руководство НГУ, а специально созданный Совет управления Фондом, который рассматривает возможные варианты и принимает решения.
Как я представляю себе функционирование высшего учебного заведения... Оно должна осуществляться примерно по той модели, которая существует на Западе — сам университет там не занимается вопросами внедрения или инновационных разработок. Это, прежде всего, образовательное учреждение, задачей которого является генерация знаний, их сохранение и передача, а инновационная деятельность должна выноситься за его пределы. Именно малые предприятия при университетах берут на себя доведение идеи до образца или нормальной технологии, в дальнейшем же происходит ее передача. На Западе, опять-таки, создают пояс внедрения, но все бренды, как правило, рождались в университетах. Мне кажется, что шаг по созданию при вузах малых предприятий является очень прогрессивным, но все надо делать абсолютно законно, продуманно и аккуратно, добиваясь в самом начале договоренности сторон (кто заказывает проект, кто будет его выполнять и т.д.). Эти первые шаги должны быть абсолютно позитивными. Когда все понятно, и дело двигается быстрее — заканчиваются разговоры, начинается работа.
Несколько слов о планах Новосибирского госуниверситета.
В настоящий момент наука не под силу одиночкам — то время ушло, сегодня науку делают большие коллективы. Таким образом, уже на стадии выполнения курсовых, дипломных работ целесообразно создавать проектные отделы. Когда имеется большой проект, очевидно, что он междисциплинарный, и студентов надо в такие проекты привлекать. Чтобы стать хорошими специалистами, они должны уметь работать в команде, находить компромиссы; обычно
Мы серьезно сотрудничаем с Сибирским отделением. Сейчас обсуждаются вопросы, связанные с созданием совместных диссертационных советов и совместной аспирантуры НГУ и СО РАН — это тоже нужное начинание, ведь цель у нас одна. Я думаю, что статус национального исследовательского университета подстегнет и к взаимодействию с бизнесом. Здесь есть два аспекта. С одной стороны, бизнес-структуры обращают на нас внимание, потому что имеют средства, которые готовы вкладывать. С другой стороны, они начинают понимать, что специалистов не хватает, поэтому медленно, но стабильно идет целевой заказ. Причем не просто говорят, какие специалисты необходимы, но и сами принимают участие в образовательном процессе, его планировании. Это позитивные сдвиги, потому что еще несколько лет назад, когда мы предлагали бизнесменам, например, читать для студентов
Но сегодня многое изменилось, тем более что имеется масса вариантов: мы можем, например, сделать магистерскую программу под конкретный заказ. Если говорить о научных сотрудниках, читающих спецкурсы для студентов, здесь все отработано — если, например, директор института хочет «заполучить» толковых молодых специалистов, он знает, как это сделать, используя систему спецкурсов и научно-исследовательскую практику в институте. Однако работу надо вести системно, и я надеюсь на бизнес, на сотрудничество с малыми предприятиями, пусть даже не все вопросы до конца решены. Это движение в правильную сторону.
Повторюсь, что раньше мы недостаточно внимательно занимались прикладными разработками, так как были ориентированы на формирование кадров для науки, будущих научных сотрудников и преподавателей. Пожалуй, не хватает у нас и инженерной подготовки — в этой сфере тоже намечаются подвижки. Впрочем, не хотелось бы все брать на себя: совместные проекты уже обсуждались с Новосибирским государственным техническим университетом и с Томским политехническим университетом; имеются также программы двойных дипломов с Францией. Правильнее всего не «изобретать велосипед», а взять самое лучшее. Ведь в образовании, как и в науке надо действовать медленно, чтобы не навредить — это, пожалуй, главное, поскольку касается всех. Надо реформировать систему, сомнений в этом нет. Мы готовы к изменениям и к открытости, активно работаем. Я понимаю, что Россия не так богата, чтобы сразу же вложить большие средства, поэтому надо двигаться поэтапно.
Подготовила
Ю. Александрова, «НВС»
стр. 8