«Наука в Сибири»
№ 2 (2887)
17 января 2013 г.

БЕСЦЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ

Фотоальбом «Мгновения истории Академгородка. Первые десятилетия в фотографиях Рашида Ахмерова» вышел в Академическом издательстве «ГЕО» накануне Нового года.

В обращении к читателям составители альбома Н. А. Притвиц и О. В. Подойницына написали:

«2012 год отмечался в нашей стране как Год российской истории. В этом же году исполнилось 55 лет Сибирскому отделению Российской академии наук. В 2013 году свое 120-летие празднует город Новосибирск и исполняется 55 лет со дня создания в нём Советского района, в состав которого вошел новосибирский Академгородок.

Иллюстрация
1958 год. Осмотр площадки под Академгородок.

Эта череда знаменательных дат побудила нас обратиться к истории Академгородка и подготовить к изданию небольшое собрание снимков, сделанных фотолетописцем Сибирского отделения РАН Рашидом Ибрагимовичем Ахмеровым. Запечатлённые им бесценные кадры первых десятилетий жизни новосибирского Академгородка и составили основу данного фотоальбома. Именно в то время, когда всё только начиналось, сюда съезжались и обосновывались и уже известные учёные из столиц и сибирских городов, и молодёжь, и энтузиасты-строители. Посетить Академгородок — было почти обязательным пунктом программы первых лиц и высоких гостей нашей страны и всего мира. Притягивала удивительная атмосфера творчества и энтузиазма, сопричастности к великому делу. Потому так быстро и был построен Академгородок.

Иллюстрация
1959 год. Приезд Н.С. Хрущева в строящийся Академгородок.

В последующие годы в газетах, журналах, книгах опубликованы тысячи фотоснимков, отражающих научные достижения и всю разноплановую жизнь Сибирского отделения во всех его научных центрах. Это работы многих авторов, среди них, конечно, и Р. И. Ахмерова. Но мы предлагаем ещё раз вспомнить мгновения самого первого периода, когда, собственно, закладывались основы и главные принципы деятельности Сибирского отделения, высоко оцененные и российским, и международным научным сообществом — сосредоточение на одной территории различных институтов как условие взаимодействия разнообразных наук, инновационная деятельность, подготовка подрастающего поколения к вхождению в науку...»

Фото Р. Ахмерова

стр. 3