«Наука в Сибири»
№ 5 (2241)
4 февраля 2000 г.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Наш корр.

28--29 января в НГУ прошла первая общесибирская научно-практическая конференция "Гуманитарное образование в Сибири. Проблемы и перспективы" при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Инициаторами-организаторами являлись НГУ, СО РАН, НГПУ. На пленарном заседании и 7 секциях было представлено около 100 докладов (включая стендовые) В работе конференции участвовало 17 профессоров, докторов наук и 31 доцент, кандидат наук. Председателем Программного комитета был зам.председателя Президиума СО РАН академик В.Молодин.

Основные задачи конференции: выявить круг проблем (теоретических и практических), которые волнуют гуманитариев Сибири; консолидировать усилия научных и педагогических кадров вузов и школ в решении актуальных проблем нашего времени; преодолеть разобщенность, которая реально существует между гуманитариями разных сибирских регионов, а также между преподавателями вузов и учителями школ.

В итоге обсуждения проблем и перспектив гуманитарного образования в Сибири участники конференции пришли к выводу о необходимости обратить внимание педагогической и научной общественности, государственных и политических деятелей на современное состояние и перспективы развития гуманитарного образования (как неотъемлемой составной части общего и профессионального образования), на которое оказывают решающее воздействие многие объективные факторы: тенденции современного и перспективного общемирового развития, ведущие к существенному расширению зоны ответственности не только государственных и политических лидеров, но и любых отдельных индивидов и их социальных групп; специфические особенности современного и перспективного общероссийского развития (переходный характер современного российского общества, многонациональный и многоконфессиональный его состав, исторически обусловленные особенности менталитета российского общества).

Для Сибири все это дополняется особенностями ее исторического развития, обусловленного взглядом на регион как, прежде всего, на сырьевое, сельскохозяйственное и промышленное дополнение к европейскому центру России, что привело к преобладанию экономики над культурой. На это же было ориентировано и развитие образовательной и научной сферы Сибири.

Рассмотрение проблем и перспектив гуманитарного образования в Сибири не означает какой-либо поддержки сепаратистских или регионалистских тенденций. Необходимость объединения гуманитариев Сибири диктуется стремлением территориального рассредоточения гуманитарных, культурных центров образования и науки России по всему ее пространству в противовес сложившейся исторически тенденции к сосредоточению их преимущественно в столицах и европейских центрах.

Важнейшей задачей современного этапа гуманитарного образования является формирование демократических норм и ценностей, моделей поведения, направленных на индивидуальную и коллективную социальную активность и ответственность, предпринимательскую предприимчивость, уважение к правам человека и многообразию культурных моделей современного человечества. Необходимо обратить особое внимание на формирование чувства долга и социальной ответственности у профессионалов всех уровней и направлений, на выработку у них представлений о приоритетной роли социальной ответственности перед профессиональным долгом.

Участники конференции считают необходимым поддержать намерение Новосибирского госуниверситета, Новосибирского государственного педагогического университета, Объединенного института истории, филологии, философии и права СО РАН по выпуску журнала "Гуманитарное образование в Сибири" как важного средства координации деятельности гуманитариев региона и обмена научными, методологическими и методическими достижениями между ними. Рекомендовать оргкомитету конференции подготовить материалы работы конференции как пробный номер будущего периодического издания; раз в два года проводить научно-практическую конференцию "Гуманитарное образование в Сибири"; создать в сети Интернет сайт "Новости гуманитарного образования в Сибири".

Все представленные доклады и сообщения размещены на сайте: http://gf.nsu.ru

стр.