«Наука в Сибири»
№ 49 (2485)
17 декабря 2004 г.

На пути к интеграции науки и высшей школы в Якутии

Из выступления д.г.-м.н. А. САФРОНОВА,
председателя Президиума ЯНЦ СО РАН.

Иллюстрация

Якутский университет был организован в 1954 г., Якутский научный центр приобрел статус Якутского филиала Академии наук СССР в 1949 г. За пятьдесят лет эти две организации как бы шли вместе, но степень взаимодействия в разные годы в силу обстоятельств была разная.

В настоящее время Якутский государственный университет — сложная структура, в которую входит 8 общеобразовательных институтов и 9 факультетов. В нем обучается 11 тысяч студентов. Многие сотрудники ЯНЦ являются преподавателями университета. Структура взаимодействия, помимо участия научных сотрудников в образовательном процессе, включает 14 филиалов образовательных кафедр, которые существуют при институтах Якутского научного центра. По большому счету, наш научно-образовательный комплекс ЯГУ-ЯНЦ как бы находится в начале пути, хотя есть 50-летняя история взаимодействия.

В истории развития ЯГУ и ЯНЦ есть определенный тревожный момент: на 90% приток новых сотрудников в институты научного центра осуществляется за счет выпускников Якутского государственного университета. Это настораживает, потому что мы теперь варимся в собственном соку и готовим себе подобных. Иная ситуация была в 50-60-е годы, когда в связи с интенсивным ростом разработки месторождений полезных ископаемых в Якутии (алмазов, каменного угля, полиметаллов) была тенденция бурного роста ЯНЦ, и на 40-70% эти институты формировались за счет выпускников вузов Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Происходило как бы смешение учеников разных школ. В этом «котле» были созданы многие научные школы, известные не только в стране, но и в мире. И когда мы говорим о создании научно-образовательных комплексов, надо иметь в виду еще и движение по горизонтали. Нам-то сложнее, поскольку мы территориально от всех оторваны. В этом году к нам приехал только один иногородний выпускник — из Ростова…

Пути решения этой проблемы есть. Скажем, геологическим факультетом НГУ подписано три года назад соглашение о том, что наиболее подготовленных студентов из ЯГУ примут в Новосибирске для получения дальнейшего образования в НГУ. Пока это остается на бумаге. Но, видимо, в этом и заключается тот механизм, при помощи которого можно преодолеть весьма опасную тенденцию для ЯНЦ. Я отнюдь не принижаю качество подготовки в Якутском университете, но как бы хорошо мы ни готовили, но именно смешение выпускников разных школ дает хорошие результаты. На стыке разных школ, как и на стыках разных наук, рождаются самые интересные результаты.

Руководство Якутского университета и ЯНЦ отдает себе отчет в этой сложной ситуации и будет пытаться ее разрешать. Мы используем самые разнообразные формы как совершенствования образовательного процесса, расширения участия студентов в экспериментальных исследованиях, так и привлечения сотрудников, профессорско-преподавательского состава университета к нашим исследованиям.

Здесь есть особый момент, который надо учитывать. У нас сейчас изменяются условия финансирования за счет регионального бюджета. По объему финансирования из регионального бюджета Якутия находится на втором месте после Москвы в абсолютном выражении. И когда ЯНЦ планирует проведение совместных исследований с университетом, возникают сложности уже на нашем республиканском уровне, потому что деньги, которые нам будет выделять руководство республики в виде субсидий или в виде субвенций — будут разными. Будем пытаться преодолевать эти проблемы, тем более что весной этого года председатель СО РАН ак. Н. Добрецов с Президентом РС  В. Штыровым подписали соглашение о поддержке Якутского научного центра. Впервые за многие годы нам выделили 9 квартир для молодых специалистов. Сейчас ведутся переговоры с правительством о выделении еще 10 квартир, на льготных условиях.

Мы весьма признательны руководству СО РАН за внимание к нашим проблемам.

(В подготовке материалов
выступления принимали участие:
д.г.-м.н. А. Сафронов,
председатель Президиума ЯНЦ,
проф. А. Алексеев,
ректор Якутского
госуниверситета)

стр. 7