«Наука в Сибири»
№ 12 (2498)
25 марта 2005 г.

КОНФЕРЕНЦИЯ В ГОСДУМЕ:
ПРИРОДНО-РЕСУРСНАЯ БАЗА УРАЛА И СИБИРИ

17 марта Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию провел научно-практическую конференцию на тему «О состоянии и перспективах развития природно-ресурсной базы Урала и Сибири».

Управление аппарата Госдумы по связям со СМИ

В конференции приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, высших исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций.

Открыл и вел конференцию заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский.

В своем вступительном слове В. Прозоровский подчеркнул, что «природно-ресурсный комплекс Урала и Сибири и, главным образом, его основная составляющая — минерально-сырьевой блок — являются надежной основой энергетического и сырьевого снабжения народного хозяйства страны, развития выгодных внешнеэкономических связей, обеспечивающей значительную часть валютных поступлений». В недрах Сибири сосредоточено порядка 60 процентов валовой ценности балансовых запасов полезных ископаемых страны: 74 процента нефти, 78 процентов природного газа, 69 процентов угля, 87 процентов свинца, около 70 процентов меди, цинка, никеля. «Вся „периодическая таблица“ Менделеева находится в недрах Сибири и Урала», заключил В. Прозоровский. В валовом внутреннем продукте и объеме промышленного производства страны на долю региона приходится почти 25 процентов производимой продукции. Сибирь дает свыше 47 процентов сырьевой продукции России.

В целом на темпы вовлечения в экономику страны природно-ресурсного комплекса этих регионов, по мнению участников конференции, влияют следующие проблемы:

— высокая капиталоемкость крупномасштабных проектов в сочетании с зачастую неблагоприятным инвестиционным климатом;

— суровые, даже экстремальные природно-климатические условия и огромные расстояния, приводящие к удорожанию продукции и снижению ее конкурентоспособности;

— малоэффективный механизм природопользования, что, в первую очередь, относится к минеральным ресурсам.

Одна из основных проблем в развитии природно-ресурсной базы Урала и Сибири заключается в том, что прирост запасов минерального сырья существенно меньше его добычи. Отсутствуют условия для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Именно поэтому участвовавшие в дискуссии представители регионов считают, что перед государством стоит задача комплексного широкомасштабного хозяйственного освоения Сибири и Урала. Это развитие природно-ресурсной базы на основе рационального и комплексного использования природных ресурсов путем внедрения прогрессивных технологий и разумного рассредоточения производительных сил региона, оптимизация механизмов недропользования и формирование финансовых ресурсов территорий.

Участники научно-практической конференции рекомендуют Правительству Российской Федерации и Государственной Думе ускорить обновление законодательной базы в области природопользования в целом и, в частности, при обсуждении и принятии новых редакций Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, Федерального закона «О недрах» учесть специфику освоения природно-ресурсного потенциала Урала и Сибири.

Правительству предложено разработать проект федеральной целевой программы по развитию природно-ресурсного потенциала Урала и Сибири и конкретные предложения по стимулированию горнодобывающих компаний на проведение геологоразведочных работ, особенно в разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями.Важное место в государственной политике развития данных регионов должно быть отведено совершенствованию налогового, таможенного законодательства, в части стимулирования применения в природопользовании последних достижений науки и повышения привлекательности глубокой переработки минерального сырья внутри страны. Особое значение, по мнению участников, должно быть уделено усилению государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, которое позволит обеспечить прозрачность и прогнозируемость их влияния на экономику России.

стр. 6