«Наука в Сибири» ОН ПРИНЕС
|
|
Месяц назад в сопровождении жены он отправился в Китай, где должен был дирижировать Пекинским симфоническим оркестром. После второй репетиции маэстро стало плохо. Его поместили в палату интенсивной терапии в одной из клиник Пекина. Врачи диагностировали инсульт. Он стал для Арнольда Каца вторым и последним.
Арнольд Кац художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, художественный руководитель Концертного духового оркестра и Ансамбля солистов «Новосибирская камерата», музыкальный руководитель Международного Рождественского фестиваля искусств, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и II степеней, лауреат Государственной премии РФ, народный артист СССР, профессор, почетный житель Новосибирска.
Он родился в Баку в 1924 году. Учился в Ленинградской государственной консерватории как скрипач (1947-1949) и как дирижер (1947-1951). В годы Великой Отечественной войны был лейтенантом 38-й инженерно-саперной бригады 1-го Белорусского фронта. В 1951-52 годах преподавал в Ленинградской консерватории. 28 декабря 1955 года Министерство культуры РСФСР издает приказ № 782. Соответствующим ведомствам приказывалось «организовать с 1 января 1956 года при Новосибирской областной филармонии симфонический оркестр и возложить на него обслуживание трудящихся Сибири и Дальнего Востока».
Возглавлять оркестр было предложено Арнольду Кацу. «Тот, кто понимает, тому известно, какое это сложнейшее дело организация оркестра! Я ни за что бы не взялся за эту адову работу, если бы не чувствовал в себе задатки «агитатора, горлана, главаря», вспоминал маэстро. В начале карьеры он одновременно был главным дирижером, экономистом и администратором своего коллектива.
Арнольда Каца считают человеком, принесшим симфоническую музыку в Новосибирск. Созданный им академический оркестр уже много лет называют одной из визитных карточек российской культуры.
Отличительной стороной его стиля была «яростная непримиримость к техническим недостаткам». «Через академическую точность в деталировке мы пришли к собственной модели оркестра», отмечал Арнольд Кац.
«Мне кажется, что феномен Арнольда Михайловича Каца заключается как раз в том, что в его лице, в уникальной пропорции соединились воедино и Музыкант, и Руководитель оркестра», отмечал главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев.
Сам дирижер утверждал, что быть руководителем для него это значит «всегда переживать».
«Немногие понимают, что это такое. Приходится решать задачи, далекие от творчества. Квартиры, оклады, концертные залы Но одно я знаю точно: чем выше личные принципы руководителя, дирижера, тем лучше оркестр», заявил как-то Арнольд Кац в одном из интервью.
стр. 8