«Наука в Сибири»
№ 17 (2303)
1 мая 2001 г.

ГУМАНИТАРНЫЕ ИННОВАЦИИ

Г.Сапожников,
заместитель главы администрации
Новосибирской области, д.ф.-м.н.


М.Черевикина,
региональный представитель РГНФ, к.э.н.

Администрацией Новосибирской области в феврале 2001 года подписано соглашение с Российским гуманитарным научным фондом о проведении в 2002–2005 годах совместных конкурсов научных проектов в области гуманитарных наук. Почему администрация области поддерживает гуманитарные проекты? Да, их результаты нельзя ощутить в дополнительных центнерах, литрах или рублях; это даже не инновации, ориентированные на развитие современных технологий. Администрация решает широкий спектр социальных проблем жителей области, многие из которых требуют научной проработки. Воспитание и образование молодежи, ее ориентиры, здоровье и умение адаптироваться в столь непростой ситуации изменения идеалов и экономической нестабильности. Кому будет подражать молодежь? Может ли история нашей малой родины дать эти идеалы? Что нужно сделать, чтобы мы гордились своей историей? А кто из родителей, кому не безразличны успехи детей, не стоял перед дилеммой: нагрузки и хорошая успеваемость или здоровье ребенка? А наркотики, а преступность? Обсуждаемая программа реформы школьного образования "входит" в каждый дом. Что могут сказать наши ученые, преподаватели вузов, педагоги по этим проблемам применительно к Новосибирской области? Объявляемый на 2002 год конкурс в качестве одного из приоритетных направлений выделяет проблему молодежи во всем ее многообразии. Мы ждем от педагогов и психологов, социологов и историков, от коллективов, объединяющих медиков и гуманитариев интересные проекты, отражающие насущные проблемы нашей области. И мы надеемся, что результаты этих исследований будут использованы в школах и вузах, работниками социальных служб и правоохранительных органов. Администрация области будет прилагать к этому все усилия.

Вторая приоритетная проблематика конкурса 2002 года относится, прежде всего, к экономическим проектам: "точки роста экономики области". Нам бы хотелось, чтобы исследования отраслей хозяйства и предприятий, финансовых потоков и межбюджетных отношений были ориентированы не столько на выявление проблем, сколько поиск конкретных их решений, на перспективы развития экономики области.

Мы обозначили лишь два крупных приоритетных направления конкурса. Прекрасно осознаем, что научный потенциал наших земляков позволяет решить широкий спектр задач в гуманитарной области знаний. Но ограниченность финансовых средств диктует выделять ежегодно 2–3 направления, что надеемся позволит сосредоточить средства и научные силы на более глубоком решении задач по названным направлениям. И, конечно же, будут рассмотрены все проекты, посвященные актуальным проблемам области, требующих безотлагательных решений.

Уверенность в успехе дает нам опыт первого совместного с РГНФ конкурса, который состоялся в 2000 году. Было поддержано 15 проектов на общую сумму 1 млн рублей на паритетных с Фондом условиях финансирования. Итоги конкурса показали, что результаты проектов по истории "работают", прежде всего, на будущие поколения, на школу и имидж области. Результат проекта, которым руководил академик В.Молодин "Историко-культурные процессы в предскифское время в южной части Барабинской лесостепи" (Институт археологии и этнографии СО РАН) может составить гордость Новосибирской области и уже приобрел широкий международный резонанс. В Здвинском районе Новосибирской области открыт протогород скифской эпохи (VIII–VII в.в. до н.э.). В современном социуме порой так не хватает предметов для гордости. История своего края — один из источников повышения самосознания. А как показывают работы социологов и психологов, высокая самооценка человека важна для ориентации на активные преобразования.

По результатам проекта "Этнокультурные процессы в Новосибирском Приобье в начале II тысячелетия н.э." (д.и.н. Т.Троицкая, Новосибирский государственный педагогический университет) подготовлена для школьников слайд-программа, которая используется в работе семинара юных археологов, а результаты проекта академика В.Молодина были рассказаны школьникам — участникам археологического лектория в Академгородке. Нужно тиражировать в школах этот опыт, передавать материалы учителям. Ведь так важно, чтобы на истории родного края ребята познавали развитие цивилизации, учились уважать прошлое на интереснейших научных открытиях. В этом направлении еще предстоит большая работа, и лидерами здесь должны быть сами ученые, работники культуры.

Тесное сотрудничество специалистов Комитета государственной архивной службы администрации области, ученых НГУ и Института истории СО РАН (руководитель — д.и.н. И.Кузнецовым) позволило подготовить книгу по истории Новосибирской области, основанную на документах, архивных материалах, представляющую историю Новониколаевской губернии — Новосибирской области за весь период ее существования: 1921–2000 гг. Эту книгу ждут учителя, эта книга восполняет "голод" в выверенном научно обоснованном историческом материале. Мы надеемся, что к своему 80-летию летом этого года книга будет издана.

Острые социальные проблемы были предметом рассмотрения ряда проектов. Так, результаты исследования, проведенного сотрудниками Новосибирского НИИ туберкулеза МЗ РФ (руководитель д.м.н. Ю.Курунов) и ряда других институтов, заинтересовали как соответствующие комитеты администрации области, так и органы здравоохранения и МВД. Проект посвящен разработке методики и оценке качества жизни населения НСО. Районы Новосибирской области были проранжированы по обобщенному показателю качества жизни, полученному по набору признаков, включающему социально-экономические показатели, показатели здоровья и правонарушений.

Мы надеемся, что новый конкурс даст новые гуманитарные инновации. Его результативность во многом зависит от активности самих исследователей. Хочется особо обратиться к преподавателям вузов: проблемы молодежи вам как никому близки. Ждем ваших проектов. Успехов всем в честной конкурсной борьбе.

стр.