«Наука в Сибири»
№ 39 (2674)
2 октября 2008 г.

НОВЫЕ МАРШРУТЫ
МОЛОДЕЖНОЙ ШКОЛЫ

Г. Киселева, «НВС»

Школа-семинар молодых ученых «Информационные технологии и моделирование социальных эколого-экономических систем» была нынче не совсем обычной. Началась она 1 октября в Иркутске, а потом ее участники переместились в Монголию, в поселок Ханх, где на берегу озера Хубсугул и проходили основные заседания. Организаторами школы были Институт динамики систем и теории управления СО РАН совместно с Институтом географии СО РАН и Институтом медицины труда и экологии человека СО РАМН. Перед отъездом в Монголию я попросила одного из сопредседателей программного комитета школы директора ИДСТУ СО РАН, члена-корреспондента РАН И. В. Бычкова рассказать об особенностях нынешней школы.

— В нашей школе участвуют как молодые ученые, аспиранты, студенты, так и маститые ученые. В частности, молодежь будет иметь возможность прослушать лекции, которые подготовлены известными учеными: академиком Ю. И. Шокиным, членами-корреспондентами РАН В. В. Шайдуровым, А. М. Федотовым, ведущими специалистами наших иркутских институтов, представителями Монгольской академии наук.

В организационном плане наша школа — это как бы своеобразная «проба пера». В следующем году предполагается провести школу по математическим и информационным технологиям всего Сибирского отделения РАН именно в Ханхе. А поскольку у нас нет опыта организации таких мероприятий за пределами Российской Федерации, все возникающие вопросы и трудности мы отрабатываем сейчас. А в принципе есть идея сделать школу еще более развернутой — проводить ее раз в два года в разных регионах страны и зарубежья. Например, если в этом году местом проведения стали Иркутск и Монголия, то в следующий раз могут быть выбраны Новосибирск и Казахстан или еще какие-то регионы. То есть мы мечтаем превратить нашу школу в межрегиональную, международную сибирско-азиатскую молодежную школу по математическим и информационным технологиям. Уже есть для этого договоренность по поддержке ее РФФИ. В частности, для молодых ученых средства выделит программа РФФИ «Мобильность молодых».

И еще об одной особенности нашей школы-семинара хотелось бы сказать. Информационные технологии позволяют сегодня перейти на новый уровень дистанционного общения. Как вы знаете, в режиме видеоконференций уже транслировались заседания Президиума СО РАН, защиты диссертаций, семинары. Эти методы мы попытались использовать и в проведении нашей школы. Например, впервые был использован опыт трансляции в онлайновом режиме лекций, которые проходили в Новосибирском университете.

— Игорь Вячеславович, вы сами, можно сказать, недавно вышли из таких школ, что можете сказать об их значении?

— Не бывает науки молодежной, региональной или какой-нибудь другой. Наука либо есть, либо ее нет. Это общая позиция Академии наук. Молодежные школы имеют свою специфику, заключающуюся в том, что на них, с одной стороны, озвучиваются доклады ведущих ученых, содержащие самые современные результаты, которые полезно знать молодежи, с другой стороны, звучат выступления молодых, которые оценивают маститые ученые, делают замечания, подсказывают. И в этом симбиозе рождается новое качество.

А если говорить об информационных технологиях, то они сегодня используются в самых разных направлениях наук. Поэтому в нашей школе участвуют и математики, и географы, и медики. Один из подразделов школы как раз и посвящен медико-экологической проблематике. Затрагиваем мы вопросы и из области развития туризма, реакреационные и другие проблемы. Всё как бы перемешано, и это хорошо, потому что основные открытия всегда происходят как раз на стыке разных наук, на стыке применения тех или иных технологий. И СО РАН поддерживает именно междисциплинарные проекты. Важно, чтобы такое объединение интересов происходило как можно раньше.

стр. 5