«Наука в Сибири»
№ 23 (2958)
11 июня 2014 г.

АМГИНСКИЕ ЛИЦЕИСТЫ
НА ПОЛИГОНЕ ХОЛОДА

А. Чомчоев, ведущий специалист ЯНЦ СО РАН

Уроженец Амгинской земли Якутии Леонид Васильевич Киренский — известный специалист в области физики магнитных явлений и биофизики, первый советский академик из Якутии. Его именем названы Институт физики СО РАН, улицы в Красноярске и с.Амга, теплоход. В Институте физики СО РАН открыт Мемориальный музей академика Л. В. Киренского. В его честь установлены памятник в Красноярском академгородке, мемориальные доски на зданиях Института физики СО РАН, Красноярского педагогического университета, Президиума Якутского научного центра СО РАН и Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Учреждены премия им. Л. В. Киренского для молодых учёных СО РАН и стипендия для студентов Красноярского педагогического университета. С 2009 года его имя носит общеобразовательная школа родного села Амга.

В настоящее время школа имени Л. В. Киренского преобразована в лицей, выбравший новый вектор развития — формирование нового поколения молодых людей, способных в будущем продвигать и реализовывать наукоёмкие и высокотехнологичные проекты в экономике, науке и производстве.

По решению директора лицея к.пед.н. Дарии Захаровой третья научно-образовательная экспедиция лицея направлена в научно-внедренческое ООО «Испытательный полигон холода» АН РС(Я) под городом Якутском.

С 3 по 7 июня этого года экспедиция в составе 13 лицеистов, окончивших 8-й класс, под руководством заместителя директора по научно-методической работе Марии Захаровой и учителя по физической подготовке и ОБЖ Михаила Попова работала в пос.Кимберлитовый на р.Кэнкэмэ.

В дни работы экспедиции была пасмурная погода, стояли холодные и дождливые дни, ночью заморозки достигали минус 4° С. Учащиеся и учителя спали и занимались в тёплых помещениях с печным отоплением профессора Бутакова и главного инженера полигона Василия Чомчоева.

О том, какие строительные материалы использовались в разные века для домостроения и каково строительство в настоящее время, школьникам рассказал ведущий специалист Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Анатолий Чомчоев.

Дети использовали для зарядки сотового телефона и работы компьютера солнечные электростанции различных модификаций, учились собирать небольшой бытовой комплект солнечной электростанции.

Участники экспедиции с неподдельным интересом слушали лекции заместителя председателя по научной работе Президиума ЯНЦ СО РАН, доктора экономических наук Александра Пахомова и профессора Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, доктора экономических наук Василия Дарбасова.

Будущих исследователей также заинтересовали лекции «О роли мясомолочных продуктов питания в условиях Якутии» заместителя генерального директора научно-внедренческого ООО «Испытательный полигон холода» кандидата сельскохозяйственных наук Дианы Чомчоевой, «О психологической подготовке подростка к жизни» врача-невролога, клинического психолога, кандидата медицинских наук Любови Ефимовой, «О вреде алкоголя и табакокурения» заместителя начальника Республиканского судебно-медицинского бюро Татьяны Гаврильевой.

Практические занятия по альтернативным источникам электрической энергии с учащимися лицея проводил Анатолий Чомчоев. Он рассказал детям о новом направлении в энергетике — топливных элементах малой мощности, благоустройстве домов по японским инновационным технологиям с использованием биотуалета нового типа, самоперерабатывающего отходы, и нового септик-танка, очищающего с помощью древесного угля сточные воды.

Учащимся понравился научный эксперимент Анатолия Чомчоева по использованию холода вечной мерзлоты в летнее время при помощи обычного домашнего холодильника без использования электричества и хладоагента.

В свободное от исследовательских работ время школьники научились играть в гольф, а также выезжали в г.Якутск на экскурсию и побывали в Технопарке, на Якутской ГРЭС, осмотрели ледовые скульптуры в музее «Царство вечной мерзлоты».

По завершении научно-образовательной экспедиции все учащиеся выбрали по своему желанию тему будущего научного исследования с объёмом работы на два года.

стр. 2