«Наука в Сибири»
№ 13 (2199)
31 марта 1999 г.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - УСТОЙЧИВОЕ БУДУЩЕЕ

Нина Коптюг, доцент.

В начале этого года я увидела в Интернет-новостях для учителей английского языка сообщение о том, что американский учитель ищет единомышленников для проекта "Устойчивое развитие -- устойчивое будущее". В нашей семье хранится много материалов по устойчивому развитию, этой темой академик В.А.Коптюг активно занимался в девяностых годах. Не откликнуться на призыв было бы грешно. Я послала короткое сообщение и тотчас получила ответ: информацию о проекте работы для старшеклассников и предложение участвовать в ней. К марту собралось несколько заинтересованных учителей из США, а также по одному учителю из России (школа N 130, Новосибирск), Латвии и Беларуси. Работа рассчитана на семь недель, с 1 марта по 19 апреля. В графике мероприятий учитываются каникулы -- наши задания и сроки их выполнения различаются в связи с тем, что Пасха у нас отмечается позднее, чем на Западе, да и мартовские каникулы не привязаны к ней так строго, как там. Вся работа построена на добровольной основе. Участники вольны выбирать, что именно их заинтересовало, могут остановиться на одном аспекте или позднее вернуться к тому, что показалось более актуальным, интересным.

Первая неделя посвящалась ориентации учителей. Нужно было определить, сколько человек будет в каждой группе, сколько раз мы сможем собраться в Интернет-классе, выбрать тему, сочинить примерные ответы на английском языке. Я привлекла к участию в проекте старшеклассников. Сначала мы подключились к подготовленной американским координатором Интернет-страничке, прочитали привественные послания и написали свои. Система работает просто: как только ученик заканчивает свое письмо, он нажимает кнопку Post (поместить), а через несколько секунд видит свое творение в Интернете среди других. На компьютерном жаргоне такие мгновенные подсоединения называются cookies (печенюшки). Приятно было слышать возбужденные возгласы детей, которые впервые наблюдали подобные чудеса техники. Интернет-форум постоянно растет, все его участники имеют свой пароль, читают помещенные на страницах проекта послания и отвечают друг другу.

В последние годы я часто встречала в английской и американской литературе выражение "Колесо будущего", хотелось увидеть, что это такое, узнать, как оно применяется. Поэтому я обрадовалась, получив задание на вторую неделю: изучить присланное нам колесо будущего и, если захотим, попробовать построить свое -- на любую тему. Американка Сэнди Буркстед выстроила свое "колесо" на тему "Нехватка воды". Это -- центральная предпосылка, "ось" ее колеса. Что, если в будущем запасы пресной воды начнут иссякать? Какие возникнут сложности?

Мои ученики начинают свои построения с положительного подхода: если возникнут сложности, как их решить? Фигурируют такие понятия, как синтез, использование новых видов энергии для растопления льда, очищение соленой воды... Удивительно, но наши взгляды на будущее по-прежнему весьма оптимистичны, может быть, отчасти потому, что мы живем в Академгородке, где по-прежнему сохраняется необычная научная атмосфера. Мы решили построить свои "колеса" на темы "Развитие средств связи" и "Путешествия".

Конечно, идут дискуссии о роботах, о том, как разгрузить людей от ручного или монотонного труда, чем тогда будет заниматься человек, как будет развиваться...

Мне кажется, такое общение учителей и учеников разных стран, находящих общий язык независимо от национальности, и является одним из факторов, способствующих построению устойчивого будущего.

Новосибирский

Академгородок.

стр.