«Наука в Сибири»
№ 11 (2297)
16 марта 2001 г.

НЕВОСТРЕБОВАННОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

С.Сергеева, ИТПМ.

Вспомните 90-е годы. Казалось, все рушится. В ИТПМ от 950 человек осталось около 500, и те работали в основном неполный рабочий день. Надо отдать должное директору института, члену-корреспонденту В.Фомину, в "Механике", практически единственном институте Академгородка, не задерживали зарплату. Была надежда, что трудности временные, и надо было выжить. Неожиданно прошел слух — В.Звегинцев сотоварищи делает крупорушку для гречки. Но почему вдруг гречка?

Еще будучи молодым специалистом, отбывая командировку в подшефном совхозе, Валерий Звегинцев задумывался — неужели он не может делать что-либо более полезное, чем грести лопатой на току? За это же время он мог бы придумать что-нибудь необходимое для того же совхоза... А однажды, когда зам.директора Д.Чусов собрал совещание по поводу шефской помощи совхозу "Никоновский", Звегинцев вдруг предложил спроектировать крупорушку для гречки. Он считал, что знания, полученные им в Харьковском авиационном институте, позволяют решить эту задачу не худшим образом. Тогда же прозвучали и предложения использовать уже имеющиеся в институте разработки: вентилятор, изобретенный П.Беломестновым, мог бы успешно очищать атмосферу, насыщенную азотом, в коровнике, а с помощью термоиндикаторной пленки, разработанной в лаборатории анизотропных сред под руководством Г.Жарковой, можно легко мерить температуру коров, исключая, таким образом, больных маститом из процесса дойки... По каким-то причинам эти предложения остались невостребованными.

Но вот настал час, и В.Звегинцев и его команда — инженеры Е.Майс и Е.Вязович решили: "Пусть будет гречка". Директор института В.Фомин поддержал инициативу, и на территории мех.мастерских начал создаваться участок по производству гречневой крупы. Правда, никаких средств на это не выделялось (как известно, "где много денег — мыслей нет, где много мыслей — денег мало").

Изучили существующие технологии, побывали на производстве. Вскоре стало ясно, что из восьми технологических операций можно исключить одну, используя принципы аэродинамики. По стандартной схеме сырье разделяется на шесть фракций, и каждая из них обрабатывается индивидуальной крупорушкой, настроенной на данный размер зерна. Ученые, минуя этот этап, попробовали пропустить некалиброванное зерно в трубе под действием сжатого воздуха (слава Богу, он не был дефицитом даже в те мрачные времена). Разогнавшись, зерно ударялось об отражатель специальной формы. Отражаясь многократно, оно освобождалось от чешуек.

Настойчиво экспериментируя, подбирали оптимальную скорость потока, форму отражателя. Пробовали применить лазер для сортировки очищенного зерна... В общем, "процесс пошел", и со временем установка могла обработать 800 кг в смену.

Согласно договору с совхозом, поставляющим зерно, 20 процентов продукции институт мог оставить себе. Отслеживая рыночные цены, вырученное зерно пускали в продажу для своих сотрудников, делая существенную скидку, а однажды, с общего согласия, группа Звегинцева презентовала два мешка гречки ветеранам института по случаю Дня Победы.

Едва "Механика" начала жить сытнее, участок пришлось закрыть, пока это не сделала финансовая инспекция, поскольку в Уставе института нет пункта, разрешающего выпуск и продажу продукции.

В.Звегинцев обратился в мэрию с предложением использовать новую технологию в производстве. Там потребовали отзыв из Института зерна. Институт дал не просто положительный, но восторженный отзыв. Чиновника это не удовлетворило, и было предложено представить мнение еще одного института. Когда и этого оказалось мало, Валерий Иванович махнул рукой.

Предложили свою разработку предприятиям и совхозам. Там готовы были приобрести установку, но укомплектованную необходимым оборудованием и со всей технической документацией, а откуда ей взяться, ведь "лепили из того, что было", сообразуясь с возможностями института. Короче, "Пусть будет...", т.е., Бог с ней, с гречкой, займемся лучше самолетами — рушили ученые, тем более, что к этому времени начала уже вырисовываться перспектива строительства новой аэродинамической трубы...

стр.