«Наука в Сибири»
№ 16 (2701)
23 апреля 2009 г.

БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Такой интересный предмет как «Байкаловедение» изучают сейчас школьники только Иркутской области. И учебники по этому предмету создали иркутские ученые. Первый учебник для 6—7 классов «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал» вышел в 2006 году. В 2008 году появилось второе его издание, дополненное.

Учебник состоит из трех частей: «Жизнь на байкальских берегах», «Жизнь озера Байкал» и «Человек на Байкале». В первой части представлено разнообразие растительного и животного мира крупнейших особо охраняемых территорий, располагающихся вокруг озера Байкал — национальных парков и заповедников, даны представления о высотном географическом зонировании, о памятниках природы на Байкале.

Во второй части рассматриваются биологическое разнообразие, зоны обитания и пищевые связи обитателей озера Байкал — прибрежной растительности, планктона, донных организмов, рыб, нерпы.

В третьей даны представления о хозяйственной деятельности и влиянии человека на Байкал, начиная со времен появления первых поселений, о постепенном нарастании отрицательного воздействия человека на природу. Вводятся понятия «загрязнитель», «загрязнение», «источники загрязнения», «виды загрязнений», даются представления об источниках и степени загрязнения озера, раскрывается содержание Федерального Закона «Об охране озера Байкал» и других природоохранных законов.

Заканчивается учебник темой «Что такое устойчивое развитие», в которой дается определение понятия «устойчивое развитие», механизмы его достижения и представления о возможном персональном вкладе каждого человека в устойчивое развитие региона озера Байкал.

Автор учебника — кандидат биологических наук, сотрудница Лимнологического института СО РАН Е. Н. Кузеванова рассказывает: «Учебник был подготовлен как ответ на многочисленные запросы времени, связанные с информированностью и экологическим образованием населения. Поэтому в 2002 году я и учитель биологии высшей квалификационной категории Н. В. Мотовилова подготовили программу спецкурса "Байкаловедение" для 5—6 и 7 классов. Программа была одобрена и рекомендована Департаментом образования Иркутской области для использования в учебном процессе в качестве авторской. Затем по просьбам учителей — биологов и географов, которые стали использовать программу в учебном процессе, началась разработка учебников, вначале для 6 и 7 классов, затем — для 5 классов».

В 2006 году Главным управлением общего и профессионального образования (ГУОиПО) Иркутской области был объявлен областной конкурс учебных программ, пособий и учебников по предметам и спецкурсов регионального учебного плана. Учебник по байкаловедению для 6—7 классов и программа, по которой он был написан, стали победителями. Решением Областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУОиПО они были внесены в областной банк данных и рекомендованы к использованию в практической деятельности образовательных учреждений. Институт повышения квалификации работников образования Иркутской области рекомендовал включить программу и учебник в национально-региональный компонент базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области.

Проект «Учебник по байкаловедению: разработка, издание и внедрение в школьное образование региона озера Байкал» был награжден в 2007 году Дипломом «За вклад в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие России».

Управление образования города Иркутска разработало план проведения городского эксперимента на 2008/2009 учебный год по апробации учебника в 18 школах города. Готовятся материалы для утверждения эксперимента в 2009/2010 учебном году и на уровне Иркутской области.

В соответствии с авторской программой по байкаловедению, в настоящее время подготовлен макет второго учебника по байкаловедению для 5 класса: «Байкаловедение. Байкал от древних времен до наших дней». Его авторы — Е. Н. Кузеванова, В. Н. Сергеева.

Наш корр.

стр. 6