«Наука в Сибири»
№ 6 (2342)
8 февраля 2002 г.

ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПРЕДЛАГАЕТ "НОВОСОФТ"

Принято считать, что развитие науки - проблема исключительно государственного масштаба. Однако резкое сокращение государственного финансирования научной отрасли в годы перемен заставило пересмотреть устоявшееся положение вещей. День российской науки - еще один повод поразмышлять о том, какой может быть модель дальнейшего развития российской научной отрасли.

Поделиться мыслями по этому поводу обозреватель "Науки в Сибири" Елена Ильина попросила Владимира ВАЩЕНКО, основателя компании "Новософт".

- Давайте начнем наш разговор с приятного события - Дня науки, который 8 февраля отмечает российское научное сообщество. Является ли он чем-то особенным и для вас, представителя информационного бизнеса?

- Безусловно, поскольку высокие технологии - это отрасль, развитие которой невозможно представить вне научного контекста. Российская научная школа всегда признавалась одной из лучших в мире, и несмотря на сложности, с которыми ей пришлось столкнуться в последние годы, этот факт по-прежнему неоспорим. Конечно, все это в полной мере относится и к СО РАН, в котором работали и работают выдающиеся ученые, принесшие сибирском научному центру мировую славу. И если принять во внимание, сколько людей так или иначе связаны с научной деятельностью здесь, в новосибирском Академгородке, можно сказать, что это действительно особенный праздник для всех нас.

- "Новософт" довольно часто приводят в пример в качестве новой модели взаимодействия бизнеса и науки. Однако развитие науки всегда напрямую связывалось исключительно с государственным заказом и финансированием, поэтому вопрос о рентабельности научной отрасли не вставал никогда...

- Наверное именно поэтому наша модель послужила во время недавней конференции "USB-2001" поводом для довольно жарких дискуссий, которые, впрочем, всегда сопровождают рождение чего-то нового. Начну с того, что вопрос о рентабельности науки поставил не я, а время и те перемены, которые произошли в нашем государстве за последнее десятилетие, и в результате которых научная отрасль просто вынуждена самостоятельно заниматься поиском средств для своего дальнейшего развития. Предлагая новую модель взаимодействия, мы и не предполагали сделать рентабельной фундаментальную науку, к которой слово "рентабельность" малоприменимо в прямом значении. Наша идея состояла в другом - построить модель, в которой решение промежуточных задач давало бы средства для достижения основной, фундаментальной научной цели. Таким образом наша модель объединяет решение всех основных задач - от текущих до фундаментальных.

- Как эта модель реализуется на практике, в "Новософте"?

- В "Новософте" помимо других направлений деятельности есть научное, в рамках которого мы и реализуем упомянутую модель взаимодействия науки и бизнеса. Должен сказать, что мы идем по пути многих крупных мировых компаний, в которых всегда ведутся фундаментальные исследования, однако конкретный результат, приносящий реальную пользу, появляется уже на промежуточном этапе. Именно в этом и кроется основное отличие от государственной модели, которая финансировала проект в любом случае и не требовала промежуточных результатов. Бизнес изначально находится в очень жестких условиях, и тем не менее мы хотим показать, что даже в этом случае возможен компромисс, который пойдет на пользу и бизнесу, и науке. Например, один из наших проектов посвящен информационно-рефлексивным системам (ИРС), то есть области искусственного интеллекта. Проблемы создания искусственного интеллекта - это та самая фундаментальная задача, решать которую предстоит еще довольно долгое время. Однако на этом пути у нас возникают текущие задачи, например, создание более совершенных интерфейсов для поисковых систем. Они становятся экспериментальной базой для основной цели, и в то же время могут быть использованы в бизнесе, принося отдачу и позволяя финансировать дальнейшие исследования. Грубо говоря, мы рассматриваем весь спектр проблем, в котором на одном конце - фундаментальная наука, а на другом - каждодневные проблемы и задачи, требующие незамедлительного решения. Нужно заполнить весь промежуток между обыденностью и сверхзадачами и попытаться объединить это в одну связку.

- Привлекаются ли к этому проекту ученые, либо он выполняется силами исключительно сотрудников компании?

- Мы всегда стремились к сотрудничеству с научными институтами, находили интересные проекты для совместной работы. На сегодняшний день мы активно работаем с Институтом математики, где участвовали в создании двух лабораторий. Партнерские отношения установлены между "Новософт" и Институтом проблем передачи информации (г.Москва), словом, мы постоянно взаимодействуем с научным миром, в том числе и по упомянутому вами проекту (ИРС - примеч. автора). Очень важно, что в рамках научного направления наши сотрудники получают возможность реализовать свои инновационные идеи. Они пишут диссертации, участвуют в экспериментальных исследованиях, выступают на конференциях и впоследствии получают возможность довести свои идеи до практического результата. В "Новософте" принята программа поддержки подобных инициатив. Я считаю, что мы должны давать возможность молодому поколению реализовать себя, свои мечты и идеи, с которыми они выходят из вузов. Возвращаясь ко Дню науки, хочется добавить, что истинный ученый всегда готов делиться опытом и знаниями и не стремится встать на пути прогресса во имя собственного авторитета. Такими людьми нужно гордиться и я счастлив, что имел возможность с ними работать и общаться в своей жизни.

- В последнее время центральная пресса довольно часто пишет о проекте контрактной подготовки молодых специалистов для "Новософта" на Факультете информационных технологий НГУ - это уникальный для России пример, когда компания делает столь крупные вложения в образование, что пока, к сожалению, совершенно нетипично для российского бизнеса. Однако мы знаем, что вклад "Новософт" в этот проект не ограничивается финансированием, компания принимает участие и в формировании учебной программы, так ли это?

- Совершенно верно. По сути, мы становимся свидетелями того, как рождается новая форма работы с вузом, которая смогла бы учесть интересы всех сторон - студентов, вузов и компании. Я не преувеличу, если скажу, что от успеха этого начинания зависит, начнут ли и другие компании вкладывать деньги в образование. Это произойдет лишь тогда, когда бизнес сможет убедиться, что вуз гарантирует защиту инвестиций, деньги расходуются по назначению, степень эффективности вложений можно оценить на любом этапе и т.д.

Что касается учебной программы ФИТ НГУ, то я убежден, что ее главное достоинство заключается в гармоничном соотношении научной и прикладной компонент. Начну с того, что наша программа полностью соответствует государственному стандарту, в ней есть обязательный объем фундаментальных наук, который составляет основу высшего образования. Вместе с тем мы постарались максимально сконцентрироваться на том, чтобы студенты смогли применять получаемые знания на практике - например, участвуя в достижении тех самых промежуточных результатов. Таким образом наша модель объединяет и науку, и образование, и бизнес, а люди получают возможность реализовать себя в любом звене этой цепи.

- Как вы считаете, может ли предложенная модель стать со временем общепринятой? Что для этого необходимо?

- Теоретически да, но на практике пока возникает слишком много проблем, учитывая практически полное отсутствие опыта взаимодействия бизнеса и образовательных структур. До нас ведь еще никто не решался на подобные эксперименты. И я надеюсь, что мы вместе с НГУ сумеем создать тот успешный опыт, который так необходим всем без исключения. Для этого требуются совместные усилия, взаимопомощь, взаимоуважение и готовность идти на компромисс. То же самое можно сказать и в отношении взаимодействия бизнеса и науки. Мы должны вместе работать. Это длинный путь, но мы будем идти вперед и готовы расширять взаимодействие с научными и образовательными структурами.

стр.