«Наука в Сибири» В.МАМАЕВ, ЗАВЛАБ И ДИРЕКТОР
Оглядываясь назад и мысленно пробегая пройденный институтом путь, невольно удивляешься тому, как удалось Н.Ворожцову быстро сформировать стабильный и творческий коллектив, нащупать не только актуальную, но и стратегически выверенную научную тематику, прозорливо отдав приоритеты применению физических методов исследования и созданию опытного химического производства в институте. На взгляд многих аборигенов Академгородка, 40-летняя история нашего института представляется размеренной и спокойной -- его не коснулись бурные события и различные коллизии хрущевского и брежневского периодов. Не было публичных склок -- возникающие острые моменты быстро гасились. Хотя методы их разрешения директорами существенно разнились -- у экспансивного и скорого на крутое словцо Николая Николаевича и у корректного и собранного Владимира Петровича Мамаева. О. Шкурко, Н.Н. (так иногда между собой мы называли шефа) хорошо знал и ценил сильные стороны Владимира Петровича еще будучи научным руководителем диссертационной работы Мамаева. Пригласив его в создаваемый Институт, сразу же поручил организовать лабораторию синтеза физиологически активных соединений, позже переименованную в лабораторию гетероцикличеких соединений. И уже вскоре Владимир Петрович становится советником и правой рукой директора, официально назначается его заместителем. С первых же месяцев после приезда в августе-сентябре 1959 года в Новосибирск выпускников московских, ленинградских, свердловских и томских вузов в институте создается творческая и потрясающе дружественная атмосфера -- совместные семинары, собрания, праздничные вечера и частые субботники. Тут у старожилов могут последовать ностальгические воспоминания о двухмесячном проживании половины молодых сотрудников обоего пола в квартире Н.Н. на ул. Державина (в центре Новосибирска), а части сотрудников -- в магазине на первом этаже того же дома или на спортивной базе. О ежедневных долгих поездках из Новосибирска на работу, долгожданном переезде в Академгородок и первой суровой зиме 59--60 гг. в новом, еще сыром общежитии на ул.Обводной (теперь здание Управление делами на ул.Терешковой). Об обустройстве нескольких комнат в Институте гидродинамики, таскании на руках самодельных химических столов и тяг, токарного станка, вожделенного спектрометра UR-10, установке железных гаражей-складов, поездке сотрудников на добывание химпосуды и многом другом. Не хватало реактивов, практически не было химической литературы. Но уже существовала лаборатория синтеза физиологически активных соединений, была одна тяга на 9 человек, "забойный" ручной насос Камовского, несколько новеньких швейных моторчиков и немного холодной воды в кранах. Тут же рядом с нами сидел наш совсем молодой заведующий -- Владимир Петрович, приехавший с семьей из Москвы. Самым главным нашим преимуществом была возможность работать много и самозабвенно. Уже через год были выполнены и посланы в печать первые работы, проведен первый конкурс научных работ Сибирского отделения, получены первые премии. В основных чертах лаборатория сформировалась к моменту переезда в собственное здание института (1962 г.). Костяк лаборатории составляли В.Боровик, О.Родина (Загуляева), В.Кривопалов, Е.Любимова, М.Михалева, В.Седова, Г.Шишкин, О.Шкурко, в которую постепенно вливались молодые специалисты Э.Грачева, А.Ким, С.Барам, А.Вайс, В.Лапачев, О.Петренко и др. Вместе с Владимиром Петровичем осваивали новые методы исследований, писали научные статьи и обзоры, выступали с докладами, организовывали конференции, занимались общественной работой, учились житейскому уму-разуму. Об этом времени стихи-воспоминания Владика Боровика: Отряд из парней и девчат Многие из первых сотрудников института позже защитили диссертации, получили разные звания, стали организаторами дочерних институтов; а некоторые -- нашли особое признание в Академии наук -- стали ее членами (сам Ворожцов Н.Н., Кнорре Д.Г., Коптюг В.А., Сандахчиев Л.С., Оводов Ю.С. Результаты, полученные в лаборатории гетероциклических соединений, позволили Владимиру Петровичу уже в 1967 году защитить докторскую диссертацию и начать завоевывать Новосибирску имя одного из ведущих химических гетероциклических центров страны, регулярно представляя работы лаборатории почти на всех Международных гетероциклических конгрессах, Всесоюзных конференциях и Менделеевских съездах. А в памятном для нас 1972 году (пожар!) Владимир Петрович был избран член-корреспондентом Академии. Готовя себе замену, Н.Ворожцов сделал однозначный выбор, остановившись на кандидатуре Владимира Петровича. Став фактически руководителем института, В.Мамаев еще требовательнее относится к сотрудникам своей лаборатории, никогда не позволяя себе проявления особого расположения к нам: отдельные блага, посуду, приборы мы всегда получали в числе последних. При этом он всегда был внимателен, корректен со всеми сотрудниками, избегал принимать поспешные решения, никогда не рубил сплеча. Любил приходящих в лабораторию молодых сотрудников, иногда даже в чем-то делая им послабления, как нам казалось. Всегда принимал живое участие в лабораторных застольях, институтских спортивных соревнованиях, многие годы вместе с лабораторией ездил в совхоз на уборку овощей, до конца жизни увлекался горным туризмом. И даже после того, как в 1975 году был назначен директором, не утратил этих качеств -- чувствовать себя членом коллектива, не выпячиваться, быть одновременно требовательным, внимательным и справедливым. Многолетнее общение и совместная работа с Владимиром Петровичем благотворно отразились и на характере его учеников и коллег. Спустя годы В.Боровиком были дописаны следующие строки о Владимире Петровиче: Нет, раньше он не был маститым, О достойной деятельности В.Мамаева на посту директора красноречиво говорит сам факт стабильного существования научного коллектива НИОХ. В трудные для науки годы не стало хватать жестко-терпимого мамаевского рационализма и аскетизма, соблюдения баланса демократических и авторитарных методов управления научным коллективом. Все добрые традиции и научные достижения, которые закладывались в момент основания института и которые воспитывались в нас нашими учителями -- и ушедшими и ныне здравствующими -- должны быть сохранены и переданы молодым, ибо будущее не может быть без прошлого.
стр. |