«Наука в Сибири»
№ 9 (2345)
1 марта 2002 г.

ПЕЙЗАЖИ ГЕННАДИЯ СУТЯГИНА

С творчеством Геннадия Николаевича Сутягина хорошо знакомы жители новосибирского Академгородка. В очередной раз выставка его произведений проходит в Зимнем саду Дома ученых, который давно стал и местом открытия новых имен в нашем академовском пространстве, и местом, где всегда можно выставиться художнику.

Г.Лаевская
зав. выставочным залом Дома ученых,
Заслуженный работник культуры России

Выставка Геннадия Сутягина особенно органично вписывается в этот природный интерьер, потому что почти все работы художника рассказывают о природе.

Необычна биография мастера. В молодые годы он дважды пытался поступить во ВГИК, на операторское отделение, но мечтательному юноше из уральской глубинки сделать это так и не удалось. Поступил сначала во Львовский политехнический институт, затем продолжил учебу в Челябинском политехническом, поближе к дому. Распределился в Новосибирск, где сделал хоть и скромную, но вполне полноценную научную карьеру: защитил кандидатскую, написал немало статей, получил более десятка авторских свидетельств на изобретения. И все время жил в ожидании того момента, когда можно полностью посвятить себя искусству живописи. Все свободное время фотографировал, наблюдал, эпизодически брался за кисть... А будущие картины уже жили в сознании, не давали покоя, просились на холст. Они уже были почти нарисованы в богатом, рационалистически устроенном сознании Геннадия Николаевича. Ведь он был ученым... Многие годы теоретически занимался проблемами перспективы, светотени, как научными. Итогом этих изысканий стала вышедшая в нескольких экземплярах (в полном смысле — рукотворная) книга "Страницы жизни, картины, размышления", где иллюстрациями к тексту служат уже реальные картины ученого-художника. По каталогу в конце книги их значится 81.

Когда рассматриваешь картины художника, прежде всего поражаешься точностью построения перспективы, которая дает полное ощущение пространства изображенного пейзажа, ближайших и дальних планов, даже воздуха, как бы присутствующего в картине. Особенно он любит изображать раннее туманное утро, закаты, пограничные состояния природы. Его любимый жанр — пейзаж — вместил в себя все мысли и настроения художника, его научный опыт. Каждую свою работу он рассматривает как некий конструктивный организм, в котором должно быть все правильно с точки зрения науки. Может поэтому в его работах часто не хватает эмоционального накала, взволнованности, призывающих зрителя к переживаниям. Но не будем очень строгими. Мнение искусствоведа, как правило, не совпадает с мнением зрителя. А зритель очень любит искусство Геннадия Сутягина. Пишут к его картинам стихи, а в книге отзывов — очень хорошие отзывы: "Так видеть красоту и еще суметь запечатлеть ее, показать людям — это по силам только настоящему таланту, подлинному самородку родной земли".

Ждем вас на выставке!

стр.