«Наука в Сибири»
№ 23 (2309)
15 июня 2001 г.

РЕФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Нина Коптюг

Дискуссии о реформе образования ведутся сегодня в разных странах. Отчасти предлагаемые меры совпадают с теми, что обсуждаются в России, отчасти расходятся. Бытует мнение, что наиболее загруженными и трудолюбивыми являются школьники Японии, у них и программы самые большие, и домашние задания объемные, и каникулы самые маленькие.

Стереотип представления о японцах — наверное, самая работящая нация, и поэтому перегрузки школьников кажутся естественными. Однако в последние годы работники образования забили тревогу, их волнует здоровье детей, появились предложения об изменении школьных программ и о реформе образования. Один из важных факторов, влияющих на дискуссии о необходимости скорых преобразований в школьной системе, — стресс, все более распространяющийся среди учеников и учителей. Одни не могут выполнить все требования, другие не могут добиться их выполнения. И в том и в другом случаях возникает громадное давление на психику. Несоответствие ожидаемому уровню знаний для японцев — тяжкий груз. Разочарование влечет за собой заболевания, самоубийства.

Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии разработало новые требования, призванные ограничить перегрузки детей в школах, сделать материал полегче, чтобы большая часть учеников усваивала программу самостоятельно и добивалась хороших оценок. Противники перемен волнуются — по их мнению, уже сейчас заметен спад в усвоении материала и интересе к науке, технике, математике. Если еще снизить уровень требований, что будет дальше? Дотошные японцы не поленились просчитать долгосрочный эффект изменений в школьной программе с помощью диаграмм, статистики. Например, если в начальной школе убрать преподавание науки (так в Японии, как и во многих странах мира, называются вводные курсы по естественным наукам), то в третьем классе дети будут рисовать карты погоды, но не будут знать ничего о географии. Изучение многих явлений в химии, биологии, физике целиком переместится в старшие классы. При этом уменьшится собственно содержание традиционных курсов. Так, например, из школьной программы выпадют: понятие "свободное падение", учение Галилея; школьники получат лишь отрывочные сведения об основных законах, управляющих вселенной.

Подобные преобразования ставят под угрозу будущее, считают специалисты. Что будет, когда "разгруженные" выпускники школ начнут поступать в вузы? С 2002 года, помимо общей реформы школьного образования, планируется переход на пятидневную учебную неделю. Такие темы, как эволюция человека, наследственность, ионизация и многие другие исчезнут из школьных курсов. Выпускники школ, даже если они поступят в университеты, не будут знать основных понятий по многим отраслям науки. Если реформа образования произойдет сейчас, считают преподаватели многих вузов, то в 2006 году, когда первые новоиспеченные "реформированные" подростки придут в вузы, они окажутся неподготовленными к тому, что их ждет. Уже сейчас, как отмечают некоторые профессора, на глазах растет число студентов, которые поднимают руки среди лекции, чтобы задать вопрос, потому что не понимают, о чем идет речь. По мнению вузовских и научных работников, нельзя проводить реформу школы, не принимая во внимание происходящее в вузах. Некоторый разрыв между школьной программой и требованиями к вступительным экзаменам в вуз отмечался всегда и везде. Но ведь не все выпускники поступают в высшее учебное заведение, а те, кто поступает, обычно занимается дополнительно. Однако если часть предметов исключить из школьной программы, как смогут готовиться к дальнейшей учебе школьники?

Сотрудники министерства считают, что бояться нечего, с 1964 года японские школьники показывают высокие результаты в математике и различных науках — на мировом уровне. С другой стороны, интерес учащихся к этим предметам неуклонно падает. Стоит ли насильно вталкивать в детей знания, которые могут им никогда не понадобиться в жизни? Как определить, что окажется нужным через несколько десятилетий, когда сегодняшние дети превратятся в основную рабочую силу страны? Некоторые ученые, педагоги предлагают дать школьникам большую свободу выбора. Пусть дети не пользуются учебником, если он кажется им скучным, а используют другие пособия, даже научно-популярную литературу по предмету. Конечно, это предложение вызывает немало споров, но и его обсуждают, стремясь найти выход. Главное умение, которое необходимо развивать в третьем тысячелетии, — это способность самостоятельно мыслить.

Интересно, что на страницах газет в ходе дискуссии об образовании и его реформе помещаются статьи специалистов разного уровня и профиля, высказывающих самые противоположные взгляды. Так, представители министерства настаивают на реформе, затрагивающей всеобщее образование, рассуждают о требованиях к школьной программе как единому явлению. Преподаватели по отдельным предметам выражают мнение о своих аспектах обучения, не опасаясь нападок и гонений. Мне показалась очень интересной статья Тристана Мортен-Спенсера "Обучайте английскому языку тех детей, кто желает учиться" (Asahi Evening News, February 10, 2001). Европеец преподает английский язык в Японии, где изучение иностранного языка является обязательным в старших классах. В классе около сорока человек. Многие дети не могут усвоить язык, поэтому они протестуют, как все дети: шумят, безобразничают, не делают домашние работы, отказываются выходить к доске... По мнению преподавателя, языковая группа должна быть гораздо меньше, 10–20 человек. В каждом классе из сорока человек найдется десяток таких, кто интересуется языком, хочет его изучить и усваивает всю программу. Но в Японии, считает автор статьи, как нигде, ощущается давление сверстников. Японцы панически боятся выделиться, быть не такими, как основная масса. Если тридцать человек, то есть подавляющее большинство, ведут себя плохо и не желают работать на уроке, то урок оказывается практически бесполезным и для тех десяти, кто может и хочет заниматься. Во-первых, они боятся насмешек и преследования со стороны соклассников. Во-вторых, они просто не могут полноценно работать в такой атмосфере, а иной раз даже не слышат учителя.

Нужно ли подвергать такому стрессу учеников, которые страдают от нерадивых соклассников, чье поведение нарушает нормальное течение урока? Вести уроки в подобном классе — тяжкое бремя для учителя, что также ведет к стрессу. Английский язык, считает специалист, не нужен как обязательный предмет в японских школах. Его можно сделать факультативом, либо вообще вести только в вузах, когда человек определяется с будущей специальностью и знает, понадобится ли ему иностранный язык в дальнейшей жизни. Пока английский язык насильно вталкивается всем ученикам в школе, страдают и те, кто хочет его изучать, но слишком мало получает из-за обстановки на уроках, и те, кто не хочет его изучать, но должен как-то усваивать школьную программу и сдавать требуемые экзамены. Страдают и преподаватели, вынужденные вести предмет, который у большинства учащихся не вызывает никакого энтузиазма...

Замечу, что точка зрения, высказанная на страницах японской газеты, вызывает неоднозначную реакцию, например, у русского учителя. Однако человеку дали возможность выступить, значит, тема заслуживает внимания.

О необходимости реформы образования говорят в разных странах. Например, в своем первом публичном выступлении в качестве президента в январе 2001 года Джордж Буш сказал, что хочет как можно скорее рассмотреть проблемы образования. В американской печати уровень образования в школах США, потребность в переменах — постоянная тема. По сравнению с другими странами, особенно с Россией и Японией, американские школьники отнюдь не перегружены учебой. Обязательными обычно являются восемь классов, хотя варианты существуют, так как в разных штатах есть разные законы и разные требования к выпускникам. Если школьники не сумели сдать экзамены за восьмой класс на должном уровне, они не переходят в следующий класс и покидают школу. Дальнейшая их судьба — забота родителей: если хотят и могут, устраивают их в частные школы; если не могут, устраивают на работу. Можно привести разные цифры. Например, в одной из школ Нью-Джерси из 56 учеников экзамен за восьмой класс на должном уровне сдали 9, они-то и перешли в девятый класс. В старших классах школ обычна двухступенчатая система, "младшая старшая школа", то есть 9 и 10 классы, и "высшая старшая школа", то есть 11 и 12 классы. Часть колледжей принимает выпускников десятых классов, но большая часть колледжей и университетов ориентирована на выпускников полного школьного курса, то есть 12 классов. При этом во многих штатах страны старшеклассники должны посетить лишь определенное число часов, либо один-два избранных ими предмета, за последние два года, то есть фактически ведется подготовка к поступлению в вуз по уже избранному направлению. Фиксированных классов, где обучаются те же самые ученики, как у нас в стране, независимо от уровня успеваемости, в США зачастую нет. Живя в Нью-Йорке в середине 1990х годов, мы столкнулись с такой проблемой: закончившая восемь классов дочь должна была сдавать экзамены и поступать в одну из четырех бесплатных школ для старшеклассников. Всего четырех на огромный город. Нам объяснили, что в большинстве школ не набирается достаточное количество детей, которые могут и хотят сдавать экзамены и учиться еще четыре года, поэтому осталось так мало государственных бесплатных школ. Все они были специализированными, в зависимости от проявленных интересов школьники могли поступать в школу, например, с техническим или с научным уклоном. Самая известная из них — школа Стюйвезант, конкурс в которую достигал десяти человек на место.

В некоторых штатах бьют тревогу уже давно: более трети школьников покидает школу, не доучившись и не получив никакого аттестата. Уровень знаний таков, что сотрудники отделов образования предлагают вводить экзамены по чтению в конце девятого класса (для сравнения, в России подобный экзамен часто проводят в конце третьего класса, то есть по окончании начальной школы). Ежегодно проводится федеральный обзор школ по штатам и выдается средний балл за уровень преподавания по дисциплинам. Трудно себе представить, но биология и преподавание эволюции, например, по-прежнему остается в США яблоком раздора. Знаменитый "обезьяний процесс" в середине 1920-х годов, когда был осужден учитель биологии, преподававший эволюцию по Дарвину, а не по библии, не забыт и не потерял своей актуальности. Американцы помнят и фильм "Пожнешь бурю", где героя гениально сыграл Спенсер Трейси. Оказывается, и сегодня во многих школах эволюция либо преподается в сокращенном или извращенном виде, либо вовсе опускается из школьной программы. В десяти штатах страны в школах не упоминается даже слово "эволюция" (Albuquerque Tribune, September 2000). Штат Нью-Мексико, например, получил оценку С (3) за преподавание биологии. Между тем специалисты утверждают, что биология и теория эволюции необходимы любому школьнику для нормального усвоения начатков физики, химии, астрономии...

Один из вариантов улучшения школьной программы и реформы образования, считают в США, — дистанционное обучение. Многие школы предлагают ученикам учиться "со своей собственной скоростью", не отходя от домашнего компьютера. Все нужные сведения и задания пересылаются электронной почтой и через интернет; далее учащийся может соединиться с учителем в реальном времени или просто переслать свои ответы, а затем получить оценку. Оплачивает такие услуги школа, получающая деньги от отдела образования. Можно предлагать различные преобразования и вводить новые методы обучения. Главное — не забывать основные истины, а именно: скорость света одинакова, на каком бы языке ее ни выражали. Заряд электрона одинаков в Канзасе и в Сибири. А два плюс два равно четырем, даже если ты улетишь на Альдебаран. Впрочем, если верить фантастам, возможны варианты.

стр.