«Наука в Сибири»
№ 24 (2310)
22 июня 2001 г.

ЗАЧЕМ НАМ НАУЧНО-
ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Б.Чиков,
Директор Издательства СО РАН.

Академик А.Мигдал высказал замечательную мысль: "Как много узнали бы читатели, если бы ученые считали своим долгом рассказать о красоте своей науки". Кроме пищи ума для любознательных и образовательного значения "красота науки" имеет также колоссальную практическую ценность. Эта ценность прежде всего заключается в подготовке общественного сознания к восприятию опережающих идей и наукоемких технологий, в защите общества от лженаучных идей и рецептов, а также в подготовке его к внедрению передовых идей и технологий в промышленное производство и хозяйственную деятельность. Значение этого тезиса уже можно оценивать в цифрах: от использования "высоких технологий" США имеют ежегодно более 100 млрд долларов (по мнению председателя Союза промышленников России А.Вольского — до 700), а Россия — одни слезы, да еще поставку за рубеж передовых технологий через "утечку мозгов".

Специалисты знают, что в Сибирском отделении РАН имеются необходимые практике разработки в области катализа, вычислительных технологий, томографии, прикладной механики и многих других направлений. А знает ли это широкая общественность, в том числе молодежная, которая завтра будет определять направления промышленного развития страны? Далеко не уверен. Говоря словами писателя и популяризатора науки Митчела Уилсона: "Ни одно научное достижение не может быть оценено (в обществе — Б.Ч.), если не существует достаточно знаний в той области науки, к которой оно относится".

Необходимость популяризации научных результатов очевидна, но... воз и ныне в прошлом веке. Необходимо изменить отношение к такой работе. Прагматическую цель ее можно видеть в следующем:

1. Сокращение колоссального разрыва между реально высоким уровнем науки и посредственным образовательным уровнем общества в целом; особое значение это имеет в случае руководителей производства и социальной сферы.

2. Широкий и в доступной форме обмен идеями и сведениями о научно-технических достижениях между научными направлениями и дисциплинами.

3. Оперативная информация общественности о путях внедрения научных достижений в практику.

Развитые страны переживают настоящий бум популяризации науки в самых разных формах. На английском, французском, немецком, японском и других языках издано множество ярких произведений и продолжают издаваться удивительно интересные книги познавательного характера — с детского возраста люди привыкают к мысли, что достижения науки имеют практическое применение. Этот подход нам вполне доступен, учитывая потенциал Сибирского отделения; дело за талантливыми популяризаторами и средствами на издание их книг.

Где вы, способные авторы и дальновидные спонсоры?

стр.