«Наука в Сибири»
№ 19 (2255)
12 мая 2000 г.

Медакадемия:
"ИДЕМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ"

Светлана Пименова.

В начале апреля в Новосибирской государственной медицинской академии прошла 61-я научная конференция студентов и молодых ученых. Она показала -- академия (бывший медицинский институт) обладает одним из наиболее мощных научных потенциалов медицинских вузов России. В стенах академии разрабатывается много научных направлений, таких, как социально-гигиенические, экологические аспекты охраны здоровья населения Сибири, современные проблемы изучения патогенеза и коррекции ишемии и гипоксии, разработка и использование немедикаментозных методов и способов лечения и т.д. В 1999 году здесь было защищено 13 докторских и 35 кандидатских диссертаций, издано 16 монографий, получено 13 патентов на научные изобретения. Более подробно о том, как поставлена научная работа в академии рассказывает ректор Новосибирской медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Васильевич ЕФРЕМОВ.

-- В чем вы видите секрет таких успехов?

-- Все эти достижения были бы невозможны без постоянного притока молодых научных сотрудников, молодых работников. Подавляющее большинство из них начинает свой путь в кружках научного студенческого общества. Сегодня активная работа студенческих научных кружков проводится на 44 кафедрах академии. Несмотря на экономические сложности работа со студентами, с молодыми учеными нашей академии проводится достаточно активно. Это перспектива развития нашей академии. Поэтому мы видим острую необходимость выделять и силы, и средства, и деньги для того, чтобы работать с молодыми учеными, готовить в их среде будущих преподавателей.

-- Насколько мне известно, уровень преподавателей вуза довольно высок...

-- Да, это действительно так. Сейчас студентов не устраивает манная каша старых лекций и конспектов. Так что учиться приходится и тем, кто в аудитории сидит, и тем, кто за кафедрой стоит. В нашей "альма матер" все преподаватели имеют высокий уровень профессиональной подготовки. Студентов обучают 149 докторов наук и свыше 320 кандидатов (около ста профессоров и более 250 доцентов). Они не только учат студентов и повышают квалификацию врачей, а консультируют, лечат больных, возглавляют клиники. Если планка преподавания падает, то это моментально фиксируется. Хотя таких случаев я что-то не припомню.

-- У таких преподавателей должны быть достойные ученики...

-- Новая смена у нас замечательная. Академии за них краснеть не приходится. Кстати, доказательство тому -- прошедшая конференция, на которой было представлено более 160 докладов студентов и молодых ученых. 7 докладов из заслушанных на конференции были направлены на Всероссийскую научную студенческую конференцию в Волгоград. Кроме того, студенты нашей академии представили свои сообщения на научные конференции в двенадцать вузов страны. Студенты лечебного факультета недавно выезжали в Москву, принимали участие в Пироговской межвузовской конференции. Там их доклад получил вторую премию.

-- Имеет ли академия связь с зарубежными университетами и научными центрами?

-- Что нас особенно радует -- это как раз то, что обмен научным теоретическим и практическим опытом нами успешно развивается. Научная деятельность студентов и молодых ученых нашего вуза не ограничивается пределами России. В минувшем году, в рамках научного договора с Пенсильванским университетом, студенты выезжали на полутаромесячную научную стажировку в клиники и научные лаборатории университета. Наши студенты проходили трехнедельную стажировку в Кельнском университете. Сейчас продолжается обучение молодых ученых в Баварии, в Сорбоннском университете и в Японии. Подготовлен договор со Школой здравоохранения Йельского университета по программе "Безопасность крови", согласно которому в течение 2000--2002 годов трое наших молодых ученых смогут работать в научных лабораториях и клиниках университета.

-- Что же дает зарубежная стажировка будущим эскулапам?

-- Освоение новых методических приемов, методик, массу новейшей медицинской информации. И еще, я думаю, возможность понять свое место в мировом информационном пространстве.

-- В связи с обретением вузом в этом году нового статуса -- Новосибирский мединститут стал академией -- как изменилась подготовка будущих врачебных кадров?

-- Сегодняшние студенты -- это выпускники XXI века. Темпы введения чего-то нового просто ошеломляющие. Это не доисторическая эпоха, когда с создания колеса до следующего открытия проходило столетие. Новые методы и методики в медицине разрабатываются, буквально, ежедневно. Поэтому мы стремимся, чтобы подготовка студентов в академии шла в ногу со временем. И сегодня она, действительно, высокая. За последние два года в академии были созданы 6 новых факультетов и 18 кафедр. Сейчас нужно очень внимательно просматривать перспективу развития медицинской науки и здравоохранения в целом. Важно знать каким будет будущий выпускник, с каким багажом он должен выйти из стан академии через 5--6 лет. Например, выпускники факультета традиционной медицины должны в скором времени заменить армию "чудотворцев"-мошенников, а научно обоснованные методы рефлексотерапии, мануальной терапии, гомеопатии и фитотерапии вытеснят нелегальный и опасный для здоровья населения рынок "черной" и "белой" магии. Несмотря на уже действующие новые факультеты и кафедры, мы в ближайшее время планируем открытие новых.

-- В связи с появлением новых дисциплин объем знаний значительно возрос. Успешно ли студенты справляются с новой нагрузкой?

-- Конечно. Возьмем кафедру иммунологии, которая создалась совсем недавно. Это одна из перспективных и сложных наук. Студенты приступили к ее изучению увлеченно и серьезно. И уже результаты -- 2-е место нашего студента по цитокинам на московской конференции.

В нашем вузе всегда сохранялась преемственность между поколениями учащихся. И молодежь, равняясь на успехи выпускников, в процессе обучения достигала новых высот. Скоро во всех вузах пройдет очередной день открытых дверей. Мы приглашаем абитуриентов, решивших связать свою жизнь с медициной, к нам. Наша академия готовит не только высококвалифицированные врачебные кадры, но и научных работников для академических и отраслевых НИИ. Вся атмосфера академии, внимание преподавателей, современно оснащенные клинические базы помогут найти каждому свое место в жизни и получить знания, соответствующие мировому стандарту.

стр.