«Наука в Сибири» СТУДЕНТЫ СТАНУТ УЧЕНЕЕ, А УЧЕНЫЕ МОЛОЖЕ16 декабря на коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос об интеграции образовательной и научной деятельности. Открывая коллегию, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что тесное взаимодействие науки и образования является одним из главных инструментов улучшения образовательной системы и усиления конкурентных позиций фундаментальной науки. Обращаясь к членам и участникам коллегии, А. Фурсенко напомнил, что коллегия рабочий орган для всестороннего обсуждения поставленных проблем с возможностью внесения корректирующих уточнений в позицию министерства.
Докладчиком по этому вопросу выступил директор Департамента по государственной политике в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Дмитрий Ливанов. Переход ведущих стран к этапу формирования инновационного общества, по мнению докладчика, превращает инвестиции в интеллектуальный и человеческий капитал, в эффективный канал расходования средств. Между тем, основой воспроизводства интеллектуального капитала являются научные и образовательные структуры, которые и служат объектами инвестиций. Однако в России наука и образование исторически оказались институционально разделены, а действенной правовой базы для их интеграции не создано. Д. Ливанов сформулировал основные проблемы российской научно-образовательной сферы. Среди них: 1) распыление ограниченных бюджетных ресурсов между множественными субъектами науки и образования; 2) внешняя и внутренняя утечка кадров, получивших качественное образование, но столкнувшихся с низкой оплатой труда; 3) вместе с тем, из-за отсутствия необходимой научной базы, выпускники многих вузов неконкурентоспособны на рынке труда; 4) на мировых рынках престиж российского научно-образовательного сектора не растет, поскольку его включенность в глобальную экономику ситуативна. По мнению Д. Ливанова, научно-образовательная сфера сохраняет конкурентные преимущества. Это, во-первых, общий образовательный уровень населения; во-вторых, весомая фундаментальная составляющая в естественнонаучном и техническом образовании, и, в-третьих, развитая сеть университетов, академических и отраслевых институтов, других государственных организаций, имеющих серьезные заделы в областях, которые определяют развитие мировой экономики. Но эти преимущества не могут быть реализованы. Более того, опасность деградации нарастает. Интеграцию программ и институтов, причем на разных уровнях образовательной и научной систем, докладчик полагает «основным механизмом преодоления негативных тенденций». Поставлены задачи концентрации бюджетных ресурсов в передовых научно-образовательных центрах и исследовательских университетах; создания инфраструктуры интеграции; развития кадрового потенциала, в том числе за счет модернизации системы подготовки исследователей высшей квалификации; продвижения российского научно-образовательного сектора в глобальной экономике. Для их решения предусматривается увеличение бюджетного финансирования и четкое распределение средств по приоритетным направлениям. Инициированы изменения и дополнения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Мероприятия ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» включены в состав ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы». Этот маневр позволит существенно расширить финансирование интеграционных мероприятий. В 2005 году общая сумма средств, направленных на эти цели, в ФЦНТП составит 455 млн руб. Еще 120 млн руб. поступит в рамках ведомственной программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы». Это даст более чем трехкратный рост финансирования по сравнению с 2004 годом. Д. Ливанов назвал конкретные целевые индикаторы предложенной системы мероприятий. Во внутренних затратах на исследования и разработки удельный вес высшего образования вырастет к 2010 году на 15 проц. Контингент исследователей, занятых в российских научных организациях, омолодится: в 2010 году удельный вес принятых на работу выпускников вузов среди них составит 8 проц, а лиц моложе 39 лет 35 проц. Вообще же в расходах федерального бюджета на гражданскую науку доля программ и проектов интеграции уже к 2007 году должна вырасти до 5 проц. Комментируя дискуссию, в которой приняли участие ректоры крупнейших российских университетов и отраслевых вузов, А. Фурсенко пояснил, что Министерство исходит из критериев качества научных и образовательных учреждений, а предлагаемые меры подразумевают, прежде всего, расширение круга возможностей, доступных субъектам науки и образования. Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ. стр. 9 |