«Наука в Сибири» КТО НА КОГО ПОХОЖНаша газета уже сообщала о поездке Бертрана де Кромбрюгге, посла Бельгии в России и Белоруссии, по сибирским городам
(№ 14 «НВС»). В Новосибирске Виктор Нилов, г. Томск
Бертран де Кромбрюгге, посол Королевства Бельгия в Российской Федерации и Республике Беларусь, с порога мастерской Леонтия Усова заявил, что уже успел проникнуться уважением и искренним интересом к творчеству томского мастера. Объяснилось все очень просто: по просьбе томского мемориального музея политических репрессий посол доставил в мастерскую Леонтия скульптурный портрет Николая Клюева усовской работы. Более года портрет составлял основу музейной экспозиции памяти русского поэта, завершившего свой путь в Томске. Выставки давно нет, но директор музея Василий Ханевич никак не мог расстаться с потрясающей работой Леонтия, и потребовался визит бельгийского посла, чтобы скульптура вернулась к тоскующему по ней автору с оказией. Де Кромбрюгге оказался человеком весьма сведущим и предложил начать знакомство с усовских «Гоголей», чего, к его огорчению, не вышло. Два десятка «Николаев Васильевичей», созданных усовскими фантазией и резцом, сразу же по завершении последнего спектакля томского МХАТа имени Чехова на Уржатке отправились в Москву на Всероссийскую выставку «Все виды искусства о Гоголе». Леонтий пригласил посла на выставку в Москве, и Бертран, глянув в свой календарь, принял предложение с благодарностью.
По ходу представления усовских работ темы разговора без труда переходили одна в другую, беседа текла легко и непринужденно. О кедре, основном сырье скульптора Усова, его российских и зарубежных выставках, российских и бельгийских нравах, гармоническом сочетании в жизни монархического и демократического, насущной необходимости В беседе не единожды выявлялось хорошее знание послом российской действительности и того, что ему показывали и о чем успели рассказать в Томске. При знакомстве с усовской галереей рисованных им портретов томичей неожиданно выяснилось: де Кромбрюгге знает, кто такой академик Сергей Коровин. Нет ничего удивительного в том, что бельгийский посол сразу узнал и восхитился усовским портретом Леонардо да Винчи, но не могло не удивить, как мгновенно он прореагировал на бритого наголо Маяковского. Не только узнал, но еще и процитировал поэта: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана...» Если у человека такой же нос как у де Голля, то он так и просится на бумагу. Усову потребовалось всего несколько минут, чтобы набросать карандашом два острохарактерных портрета королевского посланца. Де Кромбрюгге не остался в долгу и от полноты души подарил художнику образ Бельгии, точнее ее карту, изящно выполненную в прозрачном стекле или в Фото В. Бобрецова стр. 12 |