«Наука в Сибири»
№ 21 (2706)
29 мая 2009 г.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФМШ —
ГОТОВИТЬ СОЗИДАТЕЛЕЙ

Прозвенел последний школьный звонок для выпускников по всей России. Накануне этого знаменательного события наш корр. Валентина Садыкова встретилась с директором новосибирской физматшколы — СУНЦ НГУ — д.ф-м.н. Николаем Яворским и попросила поделиться своими «школьными» мыслями.

— Учебный год заканчивается. Что вы можете сказать о ребятах, которые подошли к своему фэмэшатскому финишу? С какими реформенными проблемами вы столкнулись, повлияет ли введение ЕГЭ на выбор вуза у ваших выпускников?

Иллюстрация

— В этом году выпуск даже лучше, сильнее и больше, чем в прошлом году, несмотря на то, что демографический спад в стране продолжается, а уровень преподавания в школах не поднимается. Я считаю, что это результат работы моих коллег, всего коллектива школы, начиная с успешного проведения Летней школы, деятельности Заочной школы и тех мероприятий, которые мы проводили в течение года и с учениками, и с учителями средних школ.

Много лет во время зимних каникул мы проводим курсы повышения квалификации учителей Сибири и Дальнего Востока. С 3 по 5 июня у нас будет проходить уже третья Всероссийская конференция по профильному обучению в современной российской школе, в которой участвуют преподаватели не только Сибири и Дальнего Востока, но и европейской части, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В прошлом году мы полностью укомплектовались хорошими ребятами, но нас часто спрашивают, а почему самые лучшие у вас не остаются? Сейчас, конечно, ситуация не та, что была в советские времена, когда на весь Союз было четыре физматшколы. Теперь в каждом городе не один лицей или гимназия хорошего уровня, и конкуренция среди образовательных учреждений очень высокая, особенно после реформы в оплате труда работников образования и введения подушевого финансирования. Мы работаем совсем в других условиях. Это первое. Второе: если раньше проезд школьников оплачивался из федеральных средств, то теперь — из родительского бюджета. Кроме того, довольно затратным является интернатное содержание. Ну и плотная конкурентная среда между регионами. Сейчас каждый регион пытается себя позиционировать, пытается развивать хорошее образование и удерживать талантливую молодежь. Дети, которые приезжают к нам в Летнюю школу, не всегда остаются в ФМШ, и это независимо от успеваемости. Мы проанализировали ситуацию последних лет и, когда говорят, что лучшие после Летней школы уезжают, а плохие остаются — это не соответствует действительности. На решение остаться или уехать домой влияет много факторов, даже проживание в интернате. Это было всегда.

Но, тем не менее, мы развиваемся успешно, об этом свидетельствует и усиление нашей роли в олимпиадном движении. Уже заканчивается пятый десяток лет, как СО РАН проводит Всесибирскую олимпиаду, по результатам которой набираются учащиеся в физматшколу. В прошлом году мы подали документы вместе с НГУ, СО РАН и областной администрацией на то, чтобы эта олимпиада стала статусной. Теперь по трем предметам — математике, физике и химии она включена в перечень российских олимпиад, победители и призеры которых могут поступать в вузы без сдачи ЕГЭ.

В этом году кардинально изменились условия приема в высшие учебные заведения, и теперь вряд ли какой-нибудь ректор может с уверенностью сказать, какой у него в вузе будет набор, особенно на периферии. Созданы все условия, чтобы лучшие выпускники могли уехать в Москву — сдав ЕГЭ и отправив документы в лучшие вузы, абитуриент может спокойно ждать ответа. Значительные трудности периферийные вузы будут испытывать еще и с связи с тем, что количество выпускников средних школ в этом году сравнялось с количеством мест в вузах. И как бы мы ни хотели этого, не все школьники пойдут в вузы, поэтому набор кое-где придется сокращать, в том числе бюджетный.

Мотивация выбора специальности у школьников тоже разная. В 90-е годы произошел огромный перекос в сторону таких специальностей как право, экономика и других, где можно неплохо заработать. Наука, знания во всем мире не считаются престижным и хорошо оплачиваемым занятием, но именно благодаря им создаются реальные ценности — уровень жизни, благосостояние людей, состояние окружающей среды. И создают их не финансисты, которые гоняют деньги из банка в банк, а ученые и инженеры, труд которых занижен в цене. И этот перекос в какой-то мере и на нас отражается, потому что мы — школа естественно-научного профиля.

— Молодые люди, которые поступают к вам, это понимают? И много ли среди них ребят из маленьких городов и сел?

— Раньше для привлечения способных ребят из глубинки существовала государственная поддержка, сейчас ее нет и, похоже, не будет. А возможность получить хорошее образование у них минимальная, система образования там испытывает тяжелые времена. Первый удар пришелся как раз по малокомплектным школам, которые из-за «демографической ямы» стало невыгодно содержать. Маленькая школа в селе, тяжелые условия жизни — кому это надо? А если посмотреть откуда идут талантливые дети, то выясняется, что они распределяются равномерно, вне зависимости от места рождения, причем умение преодолевать трудности зачастую приводит к развитию потенциальных возможностей, в том числе и интеллектуальных. Говорят, чем дальше на Восток и на Север, тем дети умнее. Человек, который любит комфорт, не выживет на Севере, где нужны ум, стойкость и упорство. Мегаполисы не способствуют улучшению человеческих качеств, как генетических, так и образовательных. Общество потребления рождает потребителей, а не созидателей.

— И по фэмэшатам это видно?

— Ну, конечно. Некоторые ученики так и заявляют: «Вы должны, потому что я плачу». Платят, конечно, родители, ребенок еще не реализовался, папа с мамой его тянут. И что же из него получится? Ответ не простой. Это серьезная проблема, потому что она связана с мотивацией, с самооценкой, с мировоззрением. А общество строится созидателями, теми, кто создает ценности, причем которые не обязательно могут быть оценены в деньгах. Взять хотя бы сельского учителя — он создает огромные ценности, но если измеритель — деньги, то его труд ничего не стоит, и это порождает в нем чувство безысходности.

— Это печально. Все понимают, что надо повышать престиж школьного учителя, который в годы нашего детства был неизмеримо выше, а сельские учителя были самыми уважаемыми людьми... Но Николай Иванович, вы начали рассказывать о новом статусе Всесибирской олимпиады...

— Да, наша олимпиада получила новый статус по математике, физике, химии — единственная на территории Сибири и Дальнего Востока статусная олимпиада по математике и физике, по химии аналогичная олимпиада есть еще в Томске. А всего таких олимпиад 120. Проводим мы олимпиады и по биологии, и по информатике, но они пока не включены в Перечень Российского совета олимпиад школьников.

В четырех этапах прошедшей олимпиады по математике, физике количество участников превысило три тысячи, по химии — 1500, т.е. это очень широкий охват. Два этапа очных (в октябре и апреле), которые проходят у нас в физматшколе, и два заочных — один по переписке (в декабре-январе), другой — интернет-этап(в феврале). Был еще дополнительный этап в рамках Всесибирской олимпиады — по просьбе администрации области и Совета ректоров Новосибирска вместо открытой межвузовской олимпиады. В целом для нас это была огромная и напряженная работа — провести олимпиаду по пяти предметам в четыре этапа. Если посчитать поштучно, их будет 20, и это не считая дополнительного этапа! В каждом этапе олимпиады участвовало по 500-700 школьников. Обладатели диплома заключительного, апрельского этапа имеют статусное право не сдавать ЕГЭ. Всего призеров заключительного этапа около 400, по статусным предметам — 309, по математике — 194, по физике — 86, по химии — 29.

— А участвовали в олимпиадах школьники со всей Сибири?

— Основной контингент — это физматшкольники, но они собраны со всей Сибири. Кстати, в ФМШ не больше одной трети представителей Новосибирской области. В Летней школе местных ребят еще меньше. Конечно, мы открыты для всех, но наиболее подготовленными оказываются ребята из Академгородка и Новосибирска.

Я думаю, победители олимпиад — очень серьезное подспорье для Новосибирского государственного университета, потому что эти ребята реально могут стать его студентами. Среди призеров две трети — учащиеся ФМШ. Мы их уже отобрали. Конечно, они имеют преимущества, они усиленно занимались, тренировались кто год, кто два.

— А какими силами проводились эти олимпиады?

— Собственными. Никакой финансовой и иной поддержки государство не оказывает. Помогает только Сибирское отделение — наш главный спонсор и учредитель Всесибирской олимпиады. Благодаря ему удается не только провести олимпиаду, но и побывать в регионах, чтобы провести собеседование, пригласить ребят в Летнюю школу. Мы полностью охватили наш регион. Я благодарен всем, кто участвовал в проведении олимпиады за самоотверженный труд, никогда еще мы не проводили таких масштабных мероприятий.

— А в каких еще олимпиадах физматшкольники участвуют?

— Помимо этого наши ребята успешно выступили на Всероссийской олимпиаде, заняли достойные позиции по области — 38 дипломов, из них 5 победителей, и на заключительном этапе Всероссийской олимпиады тоже получили хорошие результаты — 5 дипломов, есть среди них и победители — по биологии и экономике. Участвовали физматшкольники и в международных соревнованиях. На математическом турнире в Индии стали победителями среди 70 зарубежных команд, привезли кубок. В прошлом году на международной олимпиаде по химии получили золотую медаль и диплом первой степени.

Кстати, если говорить о химии, то ребята из 130-го лицея — призеры заключительного этапа Всероссийской химической олимпиады — готовились у нас на спецкурсах. Таким образом, в успехах и победах учащихся других школ также значителен вклад преподавателей физматшколы — в этом году наши преподаватели начали вести открытые спецкурсы, и любой школьник может их посещать.

— А класса для ребят из Академгородка уже нет?

— Нет, но есть класс в гимназии № 1. Мы бы хотели иметь больше совместных классов, и у нас были такие попытки, но они оказались неудачными, потому что в одной школе невозможно набрать класс или даже группу ребят в 15 человек, удовлетворяющих нашим требованиям. Я предлагал Департаменту образования Новосибирска создать сетевое взаимодействие, чтобы была возможность укомплектовывать классы детьми из разных школ, но тут директора начали возражать, потому что каждый способный ребенок теперь работает на повышение рейтинга учителя, а в конечном итоге на повышение его зарплаты. Теперь конкуренция еще и с этим связана — если способный ребенок уходит из школы, он наносит урон школе... финансовый. Но даже в этих условиях количество учеников у нас увеличивается, растет и число победителей олимпиад.

— А с Казахстаном по-прежнему связи поддерживаете?

— Да, проводим там две Летних школы — в городах Алматы и Атырау (бывший Гурьев, ныне нефтяная столица Казахстана). В этом году там будет уже третья выездная Летняя школа, которая собирает обычно 100-120 школьников. У нас есть договор с Департаментом образования города Атырау о совместной деятельности, и наша задача открыть там свой филиал. С каждым годом к нам приезжает все больше казахстанских школьников, хороших ребят.

— У них способности к точным наукам, или школы хорошие?

— Дети талантливые есть везде, но еще нужен хороший учитель, способный пробудить интерес у ученика. Бывает так, что в районах, из которых к нам никто не приезжает, просто нет хороших учителей. Появится учитель — будут и ученики, поэтому работа с учителями для нас — работа первостепенной важности. Дети очень быстро откликаются на серьезную работу с ними, им же всё интересно. Но чтобы объяснить детям ценность знаний, учитель сам должен понимать ее.

— У вас же есть рычаги, позволяющие освободить от платы отличников или детей из малообеспеченных семей?

— Есть. Победители Всероссийской олимпиады по одному предмету платят за пребывание в школе только половину, а обладатели двух дипломов освобождаются от оплаты. На 25 % снижается плата за второе место, на 15 % — за третье. За хорошую учебу по итогам семестра также плата уменьшается на 25 %. Все это суммируется, что стимулирует хорошую учебу. Что касается ребят из малообеспеченных семей, то у нас работает специальная комиссия Ученого совета СУНЦ НГУ, которая ежемесячно рассматривает вопросы снижения родительской платы за интернатное содержание в связи с материальным положением. За последний семестр 37,6 % ребят имеют то или иное снижение оплаты.

Ну а наиболее талантливые освобождены от родительской платы, и таких у нас за последний год было около тридцати человек. Более того, они получают солидные стипендии от Фонда им. М.А. Лаврентьева. УРСА банк также присуждает стипендии лучшим ученикам СУНЦ. Победителям школьной секции Международной научно-практической студенческой конференции в НГУ по математике присуждается специальная стипендия от выпускников физматшколы. Кроме того, наши выпускники, работающие в Летней школе, из своих средств выплачивают хорошие стипендии ребятам из сельских школ, получившим лучшие результаты по итогам ЛШ и поступившим в физматшколу.

Наши выпускники по-разному помогают физматшколе, и часто эта помощь просто неоценимая. Я благодарен всем нашим выпускникам за то, что они любят школу. Каждый год в апреле мы проводим встречи выпускников, они приходят, общаются, вспоминают как жили здесь и учились.

— Физматшкольники, которые не стали призерами олимпиады, как и все выпускники сдают ЕГЭ?

— Да, уже третий год.

— И ваше мнение по поводу этой формы выпускных экзаменов?

— Поскольку там тесты плюс задачи, ребенок должен быть очень четок и аккуратен в записях. Здесь нельзя «по диагонали» написать решение, если даже оно по идее верное. С одной стороны, выпускник должен уметь это делать, и ничего плохого в этом нет. С другой стороны, это не совсем то, что нужно для поступления и учебы в НГУ. Хотя в университете провели анализ и сделали вывод, что чем лучше результаты по ЕГЭ, тем лучше студенты, и этот инструмент можно использовать в виде набора.

Хотя я лично считаю, что письменных экзаменов в такие вузы, как НГУ, вне зависимости от того, ЕГЭ это или просто письменные экзамены, недостаточно, потому что сюда набирают ребят, способных к занятиям наукой, нестандартно мыслящих, талантливых, а эти качества часто можно почувствовать при общении, в личной беседе. Письменный экзамен введен для того, чтобы исключить предвзятость, субъективизм. Но этот субъективизм в данном случае надо проявить, чтобы нужного субъекта не упустить. Поэтому для защиты абстрактных прав это может и надо, а для науки нужно отбирать ребят, способных для исследовательской деятельности, и ЕГЭ далеко не лучший для этого инструмент.

— Николай Иванович, в общем, результатами года и всех последних лет Вы довольны и смотрите с оптимизмом в будущее, «несмотря на» и вопреки всем реформам и кризисам?

— Продвижение вперед у нас есть по всем направлениям. Я оптимистично смотрю в будущее. Очень серьезную помощь нам оказывает Сибирское отделение, особенно в том, что связано с ремонтом корпусов школы и общежитий и, несмотря на непростую финансовую ситуацию, продолжает ее оказывать. За это мы очень благодарны руководству СО РАН и всем, от кого это зависит. Мы, в свою очередь, пытаемся привлечь средства и от областной администрации, и гранты выигрываем, и мероприятия дополнительные проводим. И хотя всё это не так легко, но помогает очень большой потенциал нашей школы. И главное, что физматшкола свое предназначение выполняет — ее выпускники поступают в НГУ (в прошлом году в НГУ поступило 80 % выпускников), идут в науку, становятся успешными людьми, учеными и бизнесменами, составляя креативную часть общества. Они — созидатели. Созидатели обычно живут трудной жизнью и, бывает, не получают должного признания, но от этого их колоссальный вклад в развитие человечества не уменьшается. Созидатели являются основой общества, как настоящего, так и будущего. И нам нужно, чтобы наши дети были именно такими.

Фото А. Лаврентьева

стр. 8