«Наука в Сибири»
№ 31-32 (2467-2468)
13 августа 2004 г.

ВЕЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ
И СОЦИОЛОГИЯ В ВЕЧНОСТИ

На 73 году жизни скоропостижно скончалась

Людмила Глебовна Борисова.

Крупный ученый, создатель социологической школы, профессор Л. Борисова олицетворяла собой преемственность классической науки с нашей стремительно меняющейся жизнью. Ученики с восхищением слушали ее выступления, потому что так ярко и доходчиво описывать сложные социальные феномены могла только она. В ее научных исследованиях сухая статистика не представляла собой «чистую культуру», но оживала и становилась для читателей борьбой людей и идей, порождающей великие открытия, а иногда приводящей к разрушительным последствиям. Людмила Глебовна призывала задумываться над этим каждого из нас. Из научных исследований Л. Борисовой мы узнали, как при согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие — гибнут.

В ее творчестве произошла встреча трех культур: педагогической, философской и собственно социологической. Междисциплинарный характер исследований ученого совместно с В.Турченко, Л. Колесниковым, М. Ткач привел к разработке стратегии и концепции эффективности образования. Эти результаты стали востребованы российской педагогикой только сейчас. В этом, наверное, и заключается мудрость исследователя — предвидеть будущее. Научное направление «Педагогика общей заботы», было представлено в работах Л. Борисовой не как альтернативное трансляционной, а как диалектически дополняющее сложный процесс становления человека в культуре. Автор далека была от мысли простого сопоставления или даже противопоставления «хорошей» и «плохой» педагогики. Изменив афоризм В. Шаталова «Нет плохих учителей, есть плохая педагогика», Л. Борисова так приняла интеллектуальную эстафету: «Нет плохих учеников, нет плохих учителей, нет плохой педагогики. Беда в том, что педагогика трансляции, передачи и усвоения для большинства практиков — единственная». Как видим, сражаться с конкретным педагогическим явлением нет смысла. Каждое из них имеет право на существование в нужное время и на правильном месте.

Так выкристаллизовывалось «живое» социально-педагогическое знание. Известно, что наука строит модели действительности. Для Людмилы Глебовны социология была самой действительностью. Культура такого Мастера была способна давать научную интерпретацию вечным евангельским истинам. Как можно «возлюбить врага своего»? Вот простой ответ Л. Борисовой: «Я не люблю своих врагов, но иногда они оказывают мне такую услугу, на которую друг не способен. Удар врага или погубит нас или сделает сильнее. В любой неудаче и проблеме можно увидеть влекущую перспективу для собственного развития».

Людмила Глебовна трепетно относилась к научному становлению молодых коллег. Поощряя и поддерживая научную молодежь, она как-то по мудрому успокаивала и объясняла возникающие сложности. Как велика была ее надежда и вера в человека!

Так уж устроен мир: одни болезни заразны и стремительно передаются, а здоровье, к сожалению, — нет. Только заблуждения быстро распространяются, а истина находит свой путь так медленно. Поиску научной истины посвятила свою жизнь доктор социологических наук, профессор НГПУ Л. Борисова. Ее научное наследие всем нам еще предстоит понять, осознать и претворить в жизнь множество идей выдающегося ученого. Это и будет светлой памятью Людмиле Глебовне!

Александр Дахин.

стр. 11