«Наука в Сибири»
№ 7-8 (2642-2643)
21 февраля 2008 г.

ИЗУЧЕНИЕ
И ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ —
ПРОЦЕСС ПОСТОЯННЫЙ

Может показаться странным, но природа Сибири, по сравнению, например, с Европейской частью страны, не только менее населена, но и менее изучена. Речь идет о растениях и животных, а если говорить научным языком — представителях флоры и фауны, произрастающих и обитающих на территориях северных тундр, равнинных степей и лесостепей, горной и равнинной тайги, по берегам и островам многочисленных рек и озер. Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН (ИСиЭЖ СО РАН) — единственное в азиатской части России академическое научно-исследовательское учреждение зоологического профиля.

Ю.Н. Литвинов, зам. директора ИСиЭЖ СО РАН,
доктор биологических наук

Иллюстрация

Основные задачи, стоящие перед коллективом института: изучение биоразнообразия и состояния ресурсов животного мира — систематика, фаунистика, экология, зоогеография; экологические механизмы динамики и гомеостаза популяций и сообществ животных; разработка методов рационального использования животного мира и взаимодействия с ним.

Если остановиться на двух традиционных для зоологии научных направлениях — систематике и фаунистике, в которых работают многие сотрудники института, нужно отметить, что они неразрывно связаны между собой. Инвентаризация фауны (животного мира) изучение ее происхождения, становления и существования в разных природных ландшафтах огромных сибирских просторов — все это задачи сибирских зоологов. В 1982 году, выступая на международном зоологическом съезде, известный ученый-зоолог профессор А. Г. Банников озвучил тезис о том, что «фаунистические исследования не могут быть завершены — они перманентны по своей сути». В последнее время данное положение все чаще подтверждается, когда успехи генетических методов, методов молекулярной биологии, позволяют открывать новые виды, уточнять видовую принадлежность тех или иных животных. Учитывая, что количество видов животных в мировой фауне по разным оценкам колеблется от 30 до 100 млн, а на долю только лишь Западной Сибири приходится около 10 тыс. видов (данные зав. зоомузеем ИСиЭЖ СО РАН профессора В. Г. Мордковича), налицо огромная работа, с множеством загадок, которые должны решать сибирские зоологи.

Каждый вид животного должен быть квалифицированно определен, этикетирован и занесен в определенный каталог. Этой процедуре должны быть подвергнуты все изучаемые виды животных: от червей, пауков, насекомых до птиц и зверей. Этими проблемами занимаются зоологи-систематики. В задачи систематиков входят: установление видовой принадлежности животных, изучение происхождения и родственных связей у видов, описание новых видов и подвидов. Все материалы по фауне и систематике животных поступают и накапливаются в зоологическом музее института. Зоомузей — одно из самых крупных и важных подразделений имеющий статус лаборатории. На сегодняшний день коллекции музея составляют около 1,5 млн единиц хранения.

Второе за систематикой, чрезвычайно важное направление исследований — экология. Приоритет в становлении и развитии этой науки, бесспорно, принадлежит ученым-биологам. Одно из определений науки гласит: «экология — это наука, изучающая отношения между организмами и всеми физическими и биологическими факторами, в совокупности воздействующими на данные организмы или находящимися под влиянием последних». Количество определений экологии в настоящее время согласуется со все увеличивающимся числом издаваемых учебников по экологии. Наверное, это число будет увеличиваться с ростом отраслей знаний и критериев, в область которых будет попадать экология.

Ученые-биологи, проводящие много времени в прямом контакте с живой природой, обращают внимание на многообразие связей и взаимодействий между живыми организмами и природной средой. По прошествии определенного срока исследований, они начинают интересоваться происхождением и структурой этих связей и взаимодействий. Принимая за основу и анализируя известные законы экологии, биологи приобретают экологический взгляд на происходящее. Участвуя в экспедиционных исследованиях, собирая и обрабатывая научный материал, ученые зоологи-экологи все изучаемые процессы и явления стараются проанализировать и понять, в том числе и с «экологической» точки зрения.

На сегодняшний день многие ландшафты равнин и гор Сибири имеют следы тех или иных антропогенных воздействий, часто приобретающих крайне неблагоприятный, а порой необратимый характер. Антропогенные нарушения, приводящие к потере основных экосистемных связей и взаимодействий, могут провоцировать исчезновение определенных видов растений и животных. Все это вызывает необходимость тщательного анализа состояния природных экосистем и осуществления мер по их изучению, рациональному использованию, охране и воспроизводству растительных и животных ресурсов. Подсчет и оценка животного населения, экологическая экспертиза, планирование охраняемых природных территорий, выявление редких и исчезающих видов — все это входит в задачи исследователей, работающих в стенах нашего института. В сферу деятельности сотрудников института входят: изучение кровососущих и паразитических двукрылых, пути и способы защиты от этих насекомых; исследование инфекционной патологии и разработка методов борьбы с насекомыми-вредителями лесного и сельского хозяйства; изучение проблем фауны, морфологии, популяционной экологии гельминтов — паразитов животных Сибири; научные работы по поведению животных, или этологии, — изучение физиологических адаптаций млекопитающих. Читателям, интересующимся разработками сотрудников института, можно предложить ознакомиться с публикациями в журнале «Природа» № 12 за 2007 год, посвященном 50-летию СО РАН.

Иллюстрация

Территориальное расположение здания института в центре Новосибирска, важная для города, области и всей Сибири научная деятельность, казалось бы, должны вызывать к учреждению повышенный интерес у новосибирцев, а так же у органов власти нашего города. В институте регулярно проходят «дни открытых дверей», работают кружки юных биологов, регулярно проводятся детские биологические и зоологические конкурсы и олимпиады, экскурсии и открытые уроки для школьников и студентов в стенах зоологического музея. Напрашивается организация выставочного, научно-образовательного комплекса по примеру Санкт-Петербургского бывшего Императорского, а ныне Зоологического музея Академии наук. Это открыло бы доступ к природным ценностям, к знаниям о животном мире Сибири, к экологическому восприятию действительности тысяч наших земляков, студентов, школьников. На сегодняшний день это мечты, к которым, на наш взгляд, нужно стремиться.

Сравнительно небольшой для институтов СО РАН научный коллектив (170 человек), слабый приток молодых специалистов, до сих пор низкие зарплаты, отсутствие жилья для сотрудников — основные проблемы, стоящие перед научным учреждением. Институт биологического профиля не приносит видимых, сиюминутных финансовых доходов, но вся его деятельность ведет к прививанию у населения бережного отношения к природе, к планированию природоохранных мероприятий, к борьбе с вредителями лесного и сельского хозяйства, к разработке экологических оценок промышленных проектов, экологической экспертизе, к экологическому образованию и просвещению. Все это в итоге определяет стратегию устойчивого развития Сибирского региона. Реформы Академии наук, предполагающие сокращение штатов, в силу специфики научной работы института, не приведут к интенсификации научной деятельности, а скорее наоборот, сократят и сузят число научных направлений.

Несмотря на определенные трудности, имеющие объективный и, надеемся, временный характер, сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН, с присущим им энтузиазмом и любовью к природе продолжают свою нелегкую научную деятельность. Готовятся новые, в том числе и международные экспедиции, планируются экспериментальные работы, проводятся научные исследования с участием аспирантов, студентов, школьников, расширяется и пополняется коллекциями зоомузей.

стр. 9