«Наука в Сибири» ХУДОЖНИКИ ЮГРЫ
|
Александр Седов (40 лет) родился в Оренбургской области, закончил художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута, художник-реставратор Выставочного центра г. Лангепас. Член регионального правления Союза художников России. Лауреат многих выставок и конкурсов.
У каждого свой современный творческий почерк, свои художественные пристрастия. Сдержанные неяркие сочетания красок на холстах Седова. А его картины из циклов «Доски» и «Лики» имеют вид старинных отреставрированных произведений искусства (благодаря мастерству художника в подборе цветовой гаммы). Ирина Бич, директор Выставочного зала Дома ученых, отмечает, что Александр Седов как реставратор использует элементы иконописи в своем авторском творчестве. У него интерес к Невьянской иконописной школе, которая использует растительный (цветочный) орнамент.
Александр Седов. «Букет» |
Интересен его «Букет» — портрет женщины с бесхитростным букетом сухих цветов. Впечатлениями, полученными от путешествий, Александр Седов делится на полотне «Воспоминания о Каире»; просты и трогательны его изображения угловатых домиков — «Город, в котором живу», «Окраина».
Александр Седов. «Окраина» |
А вот на сдержанной «Изморози» Седова поверх крыш и церковных куполов будто вспыхивает северное сияние — так переливаются и играют розовые, голубые и серебристо-серые цветовые оттенки.
Александр Седов. «Изморозь» |
Сергей Устюжанин широко и по-разному использует яркие цветовые сочетания. Так и «горят» гроздья рябины на холодной жемчужной снеговой корке, подсвеченные северным закатным солнцем («Атака» дроздов)...
Сергей Устюжанин. «Атака» |
А вот прекрасный аллегорический образ из римской мифологии — богиня плодов Помона, фантазией художника перенесенная на российский Север. Она златовласа, ее красивое тело чуть прикрыто подобием кружевной туники, но вместо привычных виноградных лоз у нее в руках охапка не очень-то ярких северных цветов. Нежная цветовая фантазия рядом с голубым пятном северного озера, в котором отражается узкий серп месяца — «Букет Помоны».
Сергей Устюжанин. «Букет Помоны» |
Образ вдохновляющей художника Женщины присутствует и на других полотнах. «В белую ночь» — строгий портрет северянки в изящных одеждах, выполненный в холодных серо-голубых тонах с серебром.
Сергей Устюжанин. «В белую ночь» |
Следующее полотно, выдержанное в прохладных тонах, «Голубика» — будущая мать с собранным лукошком ягоды словно замерла, почувствовав движения дитятки... А всполохи на небе — от нежно-голубых до лилово-вишневых — передают беспокойство за судьбу еще не рожденного ребенка.
Сергей Устюжанин. «Голубика» |
«Из рода Сатыгиных» — портрет волевой молодой северянки, написанный серыми красками на тревожном красном фоне. Мансийский род Сатыгиных известен тем, что в далеком XVII веке их предок, вождь вогулов, живших на реке Большая Конда, после крещения получил в дар от царя княжеское звание.
Сергей Устюжанин. «Из рода Сатыгиных» |
Художник Устюжанин порой склонен к самоиронии, например на картине «Автопортрет с головкой лука». На выставке представлены и аллегорические полотна художника, к которым можно отнести двойной портрет Иисуса и Иуды, где сын Бога изображен иконообразно, а предавший его апостол подобен окаменевшему истукану.
Сергей Устюжанин. «И избавь» |
А вот алая «Венеция» с парящими в синем небе голубями, осыпающими водную поверхность каналов золотистыми зернами.
Сергей Устюжанин. «Венеция» |
Совершенно противоположны по своему духу полотна, на которых живописец изображает фрагменты застывшего времени — «Старая косарка», «Течение».
Сергей Устюжанин. «Старая косарка» |
Здесь царят сдержанные цвета, застывшие тона, даже полумрак. В тех же тонах выписан «Подледный лов», правда, здесь изображены уже современные предметы — раскладные алюминиевые стульчики, ледобуры, как, впрочем, и остальная экипировка рыбаков-любителей — одежда, рюкзаки, обувь.
Сергей Устюжанин. «Подледный лов» |
Фото автора
стр. 12