«Наука в Сибири»
№ 1 (2237)
7 января 2000 г.

С 2000-летием РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!

Протоиерей Борис Пивоваров,
настоятель церкви Всех Святых
в земле Российской просиявших.

Дорогие жители Академгородка Новосибирска
и все читатели "Науки в Сибири"!

Существует добрая традиция -- каждый год праздновать юбилеи выдающихся исторических событий и отмечать памятные даты, связанные с рождением великих и славных людей. Например, 1999 год стал годом Пушкина. В соответствии с этой традицией 2000-й год по справедливости должен быть назван годом Христа. Это настолько очевидно, что в данном случае не требуется каких-либо определений ЮНЕСКО или других авторитетных международных организаций. Наше летоисчисление само указывает на Рождество Христово, как на событие, открывшее новую, то есть Христианскую эру.

Своими корнями христианство уходит вглубь веков. Две тысячи лет тому назад Иисус Христос родился в Вифлееме, а тридцать три года спустя Он был распят при Понтии Пилате. Евангелие, содержащее радостную весть о Воскресении распятого Христа, говорит человеку, что он, человек, существует не для смерти и не для небытия. Потому уже почти двадцать веков христианство хранит особое отношение к Воскресному дню и каждый год как величайший свой праздник отмечает Пасху.

К началу третьего тысячелетия христианство распространилось во всех частях земли, хотя не везде равномерно. И сегодня где-то христианские общины теряют своих прихожан, а где-то происходит прирост числа христиан. История христианства содержит различные свидетельства о жизни христиан -- радостные и прискорбные. Но имена и подвиги великих святых не меркнут даже спустя много веков.

Двухтысячелетие Рождества Христова христианский мир встречает не в единстве, хотя Иисус Христос Сам молился Отцу Небесному об этом единстве: "Да будут все едино" (Евангелие от Иоанна, глава 17, стих 21). Противоречия существуют и внутри самих христианских исповеданий. Все это говорит о том, что христианство -- это не отвлеченная доктрина, а жизнь, которая отражает как идеальные устремления людей, именующих себя христианами, так и человеческие недостатки и грехи. Самая важная для христианского общежития заповедь -- любовь христиан между собою: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, -- сказал Христос, -- если будете иметь любовь между собою" (Евангелие от Иоанна, глава 13, стих 35). Самое страшное для христианства -- это профанация христианской жизни.

За двадцать веков христианства было множество попыток улучшить христианство. Но большинство христиан предпочитают держаться древней церковной традиции и настороженно относятся к идее усовершенствования христианства. Поэтому важнейшим критерием христианства остается предание, то есть преемство традиции жизни по вере. Важнейшим средоточием христианской жизни по всей земле остается Литургическое собрание, а Библия остается Книгой книг.

Христианство всегда учило и учит состраданию и благотворительности. Благотворительность -- важнейший нерв христианской жизни. Иисус Христос мерой отношения человека к Нему Самому поставил сострадательное отношение к ближнему (Евангелие от Матфея, 25 глава, стихи 31--46). Двадцатый век, не уступая прежним векам христианства, показал целый ряд поразительных примеры жертвенного христианского служения больным и страждущим людям.

Сопротивляясь обесчеловечению человека и распаду института семьи, христианство продолжает исповедывать абсолютную святость брака и деторождения. И в этом отношении христианство не современно, но своевременно. Никто не изобрел рецепта, гарантирующего успешное воспитание, но христианское воспитание детей дает надежду на то, что подрастающее поколение будет выбирать жизнь, что дети будут почитать родителей и чтить свою Родину.

Иисус Христос родился ради просвещения всех народов (Евангелие от Луки, глава 2, стих 31) и ради всех пострадал на Кресте. Ничто так не противоречит христианству, как ненависть к людям другой национальности, другой культуры или другого верования. Милосердный самарянин был иноплеменником и иноверцем, но в известной притче Иисуса Христа (Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25--37) он всем народам поставлен как образец для подражания.

Культурно-историческое наследие христианства необозримо. Многие народы искренне считают свою национальную культуру христианской культурой. Православная культура России -- великая христианская культура. Россию невозможно представить без христианского культурно-исторического наследия, а древнерусская икона признана вершиной всемирного христианского искусства.

Много веков христианство представлялось незыблемым. Но вот в конце 19-го столетия пронизывающе прозвучало ницшеанское "Бог умер". Некоторым казалось, что этим приговором и определится дальнейший ход исторического развития человечества. Но двадцатый, еще более секуляризованный век, после многих антихристианских усилий к исходу своему умерил открытую борьбу против христианства. В странах, где официально запрещалось христианство, возвращается свобода вероисповедания. Наука стала более веротерпимой, философия -- более человечной. Множество людей возвратилось к родным христианским традициям. Лозунг, гласивший, что мы живем уже в постхристианском мире, потерял свою остроту. Напротив, стала заметна тенденция отождествлять нравственные ценности христианства с всеобщими человеческими нравственными ценностями. Тертуллиан говорил, что душа по природе христианка.

Сказанное не означает, что для христианства больше не будет серьезных испытаний. Христианская история продолжается, а значит, будут продолжаться и испытания. Жизнь современного человечества чаще всего характеризуется словом "кризис", а это слово невольно напоминает человеку об ответственности, о суде совести, о Суде Божием. Но по сути христианство оптимистично, потому что зовет человека к высочайшему совершенству и абсолютному благу. Праздник Рождества Христова каждый год дает возможность уже здесь, на земле, прикоснуться к небесной радости.

Встречая 2000-й год, нельзя не вспомнить о монахе Дионисие Малом (470--545). В 525 году (по иным источникам в 532 г.), занимаясь составлением пасхальных таблиц, Дионисий Малый год рождения Иисуса Христа поставил в начало летоисчисления. От него и пошла летописная традиция указывать год от Рождества Христова.

Итак, наступает 2000-й год. Нам дарована возможность жить в конце одного и переступить в начало другого тысячелетия. Жизнь уже внесла свои коррективы в спор о том, когда же в действительности наступает третье тысячелетие -- в 2000 ли и 2001 году. Всемирное общехристианское празднование Рождества Христова будет длиться весь Новый год, поэтому не один только первый день 2001 года, но весь 2000-й юбилейный год можно считать наступлением третьего тысячелетия от Рождества Христова.

На Рождество принято дарить детям и друг другу подарки. Христиане в этот праздник думают и о том, какой дар следует принести виновнику праздника -- Богомладенцу Христу. Лучшим даром Христу, несомненно, будет конкретная забота, конкретная помощь больному или нуждающемуся человеку или семейству. Особенно если эта помощь не ограничится одноразовым усилием, а распространится на весь Рождественский год. Оглядываясь на прошлое и всматриваясь в будущее, мы спрашиваем: "Что век грядущий нам готовит?" Человечество живет между страхом и надеждой. Страх нагнетают войны, эпидемии, обнищание, терроризм, наркомания, экологические, ядерные и иные катастрофы. Надежду вселяют вера, благоговейное отношение к жизни, доверие друг ко другу и ответственность перед будущим. С этой надеждой мы можем радостно встречать не только новогодний праздник, но и Новый век и Новое тысячелетие Христианской эры.

С Новым годом! С Новым веком! С 2000-летием Рождества Христова!

* * *

Редакция "НВС" сердечно поздравляет настоятеля и приход церкви Всех Святых в земле Российской просиявших с 10-летием со дня основания прихода, и желает и дальше нести мир в души людей. Церковь всегда связывают с милосердием и бескорыстной помощью. Желаем вам дальейших успехов в ваших благородных делах.

стр.